A priori и a posteriori: два пути философии к Богу у позднего Шеллинга

 
Код статьиS271326680027856-1-1
DOI10.18254/S271326680027856-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 3
Аннотация

В своей статье я произвожу реконструкцию понимания a priori и a posteriori в связи с различием негативной и позитивной философии в мышлении позднего Шеллинга. Особый акцент я ставлю на связи этих понятий в контексте каждой из указанных философских наук с проблемой познания Бога и доказательства его бытия. Благодаря проведенному исследованию я установил, что в негативной философии познание осуществляется a priori, а prius здесь — это бесконечная потенция бытия как первое мыслимое чистым разумом. Понятие Бога достигается здесь путем исключения случайных определений из первого мыслимого разумом. В известном смысле оно предстает как posterius — результат такой науки. Но бесконечная потенция бытия — это только относительный prius, абсолютный — это несомненное только лишь существующее. Именно в отношении него позитивная философия a posteriori доказывает, что оно Бог, который здесь по своему существованию предстает как prius, но по божественности — как posterius. Исходя из этого, Шеллинг называет негативную философию априоризмом эмпирического, а позитивную — эмпиризмом априорного. В заключении к статье я делаю некоторые выводы о значимости этих воззрений Шеллинга для текущей философской ситуации.

 

Ключевые слованегативная философия, позитивная философия, a priori, a posteriori, доказательство бытия Бога, сущее, бытие, существование, сущность, Ф.В.Й. Шеллинг.
Получено17.11.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов43306
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Поздняя философия Ф.В.Й. Шеллинга — явление нетривиальное в истории философии, оно с трудом вписывается в устоявшиеся историко-философские клише, нередко вообще ставя под сомнение их универсальную значимость, и сопротивляется объективной и окончательной историко-философской оценке. Действительно, уже в период первичной рецепции мысли позднего Шеллинга сложилась ее квалификация в качестве ретроградной, иррационалистической, клерикальной и пр., которая переходит затем и в ХХ столетие. Так, М. Хайдеггер, еще в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» (1809) Шеллинга видевший «вершину метафизики немецкого идеализма» (Heidegger 1996, S.1), в своих «Черных тетрадях» решающее для всей поздней шеллинговской мысли различие между негативной и позитивной философией называет «беспомощным» (Хайдеггер 2016, с. 114). В свою очередь Ж. Бофре интерпретирует эту мысль как только «идеалистическую апологию иудео-христианских представлений» (Бофре 2007, с. 186). И все же уже в веке XIX можно найти иное понимание масштаба философии позднего Шеллинга и ее роли в историко-философском процессе. Так, Э. ф. Гартман видел в т.н. позитивной философии Шеллинга «единство Гегеля и Шопенгауэра» (Hartmann 1869), а в XX веке В. Шульц усматривает в поздней философии Шеллинга «завершение (Vollendung) немецкого идеализма» (Schulz 1975). Еще радикальнее оценивает новаторство и перспективность позитивной философии у позднего Шеллинга Л. Тенгели, который считает, что позднее шеллинговское «воззрение, взятое для себя, уже означает новую эпоху философского мышления: эпоху, которую мы можем обозначить как нашу — в самом широком смысле слова» (Tengelyi 2015, S. 169).
2 В настоящей статье нет возможности ни проводить хотя бы предварительную реконструкцию основных моментов в понятии философии у позднего Шеллинга, ни давать оценку и занимать ту или иную позицию по поводу их исторической и актуальной философской значимости. Вместо этого здесь предпринимается рассмотрение шеллинговской трактовки одной хорошо известной пары понятий — априорное и апостериорное. Цель настоящей статьи в данной связи состоит в том, чтобы прояснить, как именно Шеллинг трактовал каждое из названных понятий, а также конкретный способ их корреляции, но кроме того — понять, насколько он модифицирует их употребление по сравнению с традиционным и привычным, прежде всего кантовским их употреблением. Это в свою очередь внесет свой вклад в приближение к пониманию того, во-первых, как и насколько Шеллинг трансформирует предшествовавшую ему философскую традицию, а также какое место в ней он занимает, но, во-вторых, и то, может ли поздний Шеллинг предложить что-либо для актуальной философской работы.
3 Для реализации указанной цели потребуется решение следующих исследовательских задач. (1) Дать самый общий очерк понимания специфики негативной и позитивной философии, сделав особый акцент на способ отношения той и другой к божественному. (2) Посмотреть, как именно этот философ трактует понятия априорного и апостериорного в контексте различия двух названных типов философии и соответствующих им способов постижения Бога. (3) Сделать предварительные выводы об актуальности шеллинговского понимания априорного и апостериорного для сегодняшних философских исследований.

всего просмотров: 115

Оценка читателей: голосов 0

1. Бофре Ж. (2007). Диалог с Хайдеггером. Кн.1. Греческая философия. СПб: Владимир Даль, 2007. 254 с.

2. Bofre Zh. (2007). Dialog s Khaideggerom. (Conversation with Heidegger). Kn.1. Grecheskaya filosofiya. SPb: Vladimir Dal', 2007. 254 p. (In Rus.)

3. Гуссерль Э. (2009). Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект. 489 c.

4. Gusserl' E. (2009). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaya. Obshchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu. (Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy. First Book). Per. S nem. A. V. Mikhailova. M.: Akademicheskii proekt. 489 p. (In Rus.)

5. Кант И. (1964). Критика чистого разума // Сочинения в 6 т. Т. 3. М.: Мысль. 799 с.

6. Kant I. (1964). Kritika chistogo razuma. (Critique of Pure Reason). Sochineniya v 6 t. T. 3. M.: Mysl'. 799 p. (In Rus.)

7. Кричевский А. В. (2009). Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН. 199 с.

8. Krichevskii A. V. (2009). Obraz absolyuta v filosofii Gegelya i pozdnego Shellinga. (The Shape of the Absolute in Philosophy of Hegel and Late Schelling). M.: IF RAN. 199 p. (In Rus.)

9. Паткуль А. Б. (2016). «Шеллинговское понятие опыта». Тяготение. К 50-летию Аскольда Владимировича Тимофеенко. СПб.: Изд-во РХГА. С. 45–66

10. Patkul A. B. (2016). Shellingovskoe ponyatie opyta. (Schelling’s Concept of Experience). Tyagotenie. K 50-letiyu Askol'da Vladimirovicha Timofeenko. SPb.: Izd-vo RKhGA. P. 45–66. (In Rus.)

11. Сартр Ж.-П. (1990). Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов / ред.

12. А. А. Яковлева. М.: Издательство политической литературы. C. 319-344.

13. Sartr Zh.-P. (1990). Ekzistentsializm — eto gumanizm. (Existentialism is a Humanism). Sumerki bogov, red. A. A. Yakovleva. M.: Izdatel'stvo politicheskoi literatury. P. 319-344. (In Rus.)

14. Шеллинг Ф. В. Й. (2000). Философия откровения. В 2 т. Т. 1. Пер. с нем. А. Л. Пестова. СПб.: Наука. 699 c.

15. Shelling F. V. I. (2000). Filosofiya otkroveniya. (Philosophy of Revelation). V 2 t. T. 1. Per. s nem. A. L. Pestova. SPb.: Nauka. 699 p. (In Rus.)

16. Шеллинг Ф.В.Й. (2013). Философия мифологии. В 2 т. Т. 1. Пер. с нем. В. М. Линейкина. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета. XXIV+480 c.

17. Shelling F.V.I. (2013). Filosofiya mifologii. (Philosophy of Mythology). V 2 t. T. 1. Per. s nem. V. M. Lineikina. SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta. XXIV+480 p. (In Rus.)

18. Courtine, J.-F. (1990). Extase de la raison. Essais sur Schelling. Paris : Éditions Galilée. 320 p.

19. Buchheim, Th. (1992). Eins von Allem: die Selbstbescheidung des Idealismus in Schellings Spätphilosophie. Hamburg: Felix Meiner Verlag. 230 S.

20. Hartmann E.v. (1869). Schellings positive Philosophie als Einheit von Hegel und Schopenhauer. Berlin: Otto Loewenstein. 62 S.

21. Heidegger M. (1991). Gesamtausgabe. II. Abteilung. Bd. 49: Zur erneuten Auslegung von Schelling: Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände (1809) (I. Trimester 1941/Summer semester 1941), Hrsg. Günther Seubold. Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann Verlag. 210 S.

22. Schulz W. (1975). Die Vollendung des Deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings. 2., erw. Aufl. Pfullingen: Günter Neske. 333 S.

23. Tengelyi L. (2015) Welt und Endlichkeit: Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. 3. Aufl. Freiburg i. B.; München: Karl Alber. 604 S.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх