Reflection in the structure of cognition: its modes and types. Reflexive switching and the concept of epigenesis of a priori forms: the onion model of time

 
PIIS271326680025828-0-1
DOI10.18254/S271326680025828-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: GAUGN
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
Edition
Abstract

The paper is devoted to the role (function) of reflection in cognition and its modes (types) as part of the cognitive ability. Along with logical and transcendental reflection, Kant's transcendental shift (turn) is discussed, as well as the role of reflection in Kant's schematism (the ability to judge) and the formation of schemas. Particular attention is paid to another mode of reflection – reflexive switching, which underlies not only the formation of pure rational concepts and schemes (Kant's concept of epigenesis; metaphysical deduction of categories), but the epigenesis of a priori forms of sensibility of space and (especially) time, connected with the Kantian synthesis of apprehension in the intuition. The article proposes an original conception of time, the so-called onion model of time, which is based on a reflexive (iterative) apperceptive ladder.

Keywordstranscendental philosophy (transcendentalism), transcendental shift (turn), logical and transcendental reflection, reflexive switching, concept of epigenesis, scheme, ‘onion’ model of time
Received26.05.2023
Publication date30.05.2023
Number of characters35078
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

1. Рефлексивное переключение

2 Кантовскую трансцендентальную философию в общем можно определить как рефлексию над опытом (ср. с кантовскими определениями трансцендентализма [A11] (1-е изд. Критики) и [B25] (2-е изд. Критики)1, а в письме к М. Герцу от 11 мая 1781 Кант определяет свою трансцендентальную философию как «метафизику метафизики» [AA 10:269]2. Соответственно, сама познавательная способность рефлексии выступает важнейшей составляющей кантовского трансцендентализма. 1. Здесь и далее указание на страницы кантовской «Критики чистого разума» (далее — Критики) [1] будем давать в стандартной международной пагинации A (1-е изд.) /B (2-е изд.) [[1], Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1].

2. [[2], Kant I. Kants gesammelte Schriften (AA), Königlichen Preußischen (later Deutschen) Akademie der Wissenschaften, 29 vols. (Berlin: Georg Reimer (later Walter De Gruyter), 1900–, Vol.10, p.269].
3 Во 2-м изд. своей Критики Кант определяет трансцендентальную философию в качестве исследования «…не предметов, а нашего [априорного] способа познания предметов…» [B25]. Тем самым Кант осуществляет своеобразный трансцендентальный сдвиг (поворот) от изучения данных в опыте предметов к изучению априорных [трансцендентальных] условий возможности их познания3. Этим полагается новая философская стратегия — трансцендентальная перспектива, которую Кант называет также «измененным методом мышления [в метафизике]» [В XVIII–XIX прим.], и в соответствии с которой «если мы спрашиваем о возможности познания priori, то исходим не из предмета, а из условий, которые делают его объектом познания» [4, p.4]4: 3. Методологическое понятие трансцендентального сдвига для понимания сути кантовского трансцендентализма Канта я ввожу в [[3], Катречко С.Л. Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования //Кантовский сборник, 2014, №2 (48) с.10 – 25].

4. [[4], Gideon A. Der Begriff Transscendental in Kant's Kritik der reinen Vernunft, Marburgh, 1903].
4
katrechko1

5 Рис 1
6 При этом в методологической основе кантовского трансцендентального сдвига лежит переключение с содержательного вопроса «что» («что познается?») на методологический вопрос «как» («как это познается?», «как возможно это познание?», «каков наш способ познания?»):
7
katrechko2

8 Обратим внимание на используемую здесь Кантом процедуру рефлексивного переключения5, которая, как мы покажем ниже, играет важную роль как для трансцендентализма в целом, так и для кантовских концепций схематизма и эпигенезиса априорных форм чувственности (времени). 5. По сути, о рефлексивном переключении говорит и Э. Гуссерль. В § 38 «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии», имеющей название «Рефлексия над актами…», он соотносит рефлексивные акты [как акты второго порядка в их отличии от актов нерефлективного сознания, «направленных» на объекты) с «возможностью «рефлективного» поворота взгляда» [[5], Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999, c.83], а чуть позже характеризует подобные рефлексивные акты как «трансцендентально направленные» [там же].
9

2. Трансцендентальная и логическая рефлексия

10 Перейдем к анализу рефлексии как познавательной способности. Кант говорит о ней в «Критике чистого разума» [B316–349] и «Критике способности суждения», где вводит рефлективную способность суждения [6, c.19 и далее]6 и, соответственно, пишет об эстетическом рефлективном суждении [6, c.105–116] и эстетических идеях разума [6, c.154–158]. Однако здесь мы сосредоточимся в основном на кантовском учении о рефлексии из «Критики чистого разума» с учетом его подготовительных материалов к этому тексту [6]7. 6. [[6], Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.5. М.: Чоро, 1994].

7. [[7], Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum), М.: Прогресс-традиция, 2000].
11 Обратимся в этой связи к разделу трансцендентальной аналитики «Об амфиболии рефлективных понятий…» Критики [B 316–349]. Там Кант выделяет два типа рефлексии: 1. логическую рефлексию как размышление (нем. Überlegung; лат. reflexio) с целью «найти субъективные условия, при которых мы можем образовывать понятия» [B 316] и 2. трансцендентальную рефлексию как «осознание отношения данных представлений к различным источникам познания [т.е. к «двум основным стволам человеческого познания» [B 29]: чувственности и рассудку)» ([B316, 317, 318]).
12 Как мы уже отметили выше, кантовское трансцендентальное исследование связано с трансцендентальным поворотом (= рефлексивное переключение) с содержания познания на анализ нашего [априорного] «способа познания» как системы познавательных способностей. Этот анализ осуществляется с помощью трансцендентальной рефлексии, которой Кант приписывает две основные функции. Во-первых, это «определение того места, куда следует отнести сравниваемые понятия» [B 325] которая осуществляется посредством трансцендентальной топики [B 324–5], что предохраняет нас от «амфиболии рефлективных понятий» [B 326], т.е. концептуальных ошибок в ходе философского анализа. Во–вторых, функция сравнения «отношений…, в которых понятия могут находиться друг к другу» [B 317], осуществляемая при помощи рефлективных (или сравнительных (лат. conceptus comprarations) понятий, образующих четыре пары «тождество и различие», «согласие и противоречие», «внутреннее и внешнее», «материя и форма» [B 318–24]. Тем самым трансцендентальная рефлексия является важнейшим компонентом кантовского «измененного метода мышления [в метафизике]»: она выступает методом (методологией) трансцендентального исследования как «метафизики о метафизике» (мета-философии).

views: 214

Readers community rating: votes 0

1. Kant I. Kritika chistogo razuma // Kant I. Sochinenija na russkom i nemeckom jazykah. M.: Nauka, 2006. T.2. CH.1, CH.2.

2. Kant I. Kants gesammelte Schriften (AA), Koniglichen Preu?ischen (later Deutschen) Akademie der Wis-senschaften, 29 vols. (Berlin: Georg Reimer (later Walter De Gruyter), 1900–, Vol.10.

3. Katrechko S.L. Transcendentalizm Kanta kak transcendental'naja paradigma filosofstvova-nija //Kantovskiiy sbornik, 2014, №2 (48) s.10–25; http://journals.kantiana.ru/kant_collection/1775/5059/.

4. Gideon A. Der Begriff Transscendental in Kant's Kritik der reinen Vernunft, Marburgh, 1903.

5. Gusserl' E. Idei k chistoiy fenomenologii i fenomenologicheskoiy filosofii, T.1. M.: Dom intellektual'noiy knigi, 1999.

6. Kant I. Kritika sposobnosti suj`denija // Kant I. Sob. soch. v 8-mi tt. T.5. M.: CHoro, 1994.

7. Kant I. Iz rukopisnogo nasledija (materialy k «Kritike chistogo razuma», Opus postumum), M.: Progress-tradicija, 2000.

8. Kant I. Logika: posobie k lekcijam // Kant I. Traktaty, SPb.: Nauka, 1996.

9. Kant I. Prolegomeny ko vsjakoiy budusheiy metafizike, kotoraja moj`et pojavit'sja kak nauka // Kant I. Sob. soch. v 8-mi tt. T.4 (s.5–152). M.: CHoro, 1994.

10. Liedtke M. Der Begriff der Reflexion bei Kant // Archiv fur Geschichte der Philosophie, Vol. 48, № 1–3, 1966, p.207–16.

11. Gusserl' E. Kartezianskie razmyshlenija, SPb.: Nauka, 1998.

12. Zammito J. Epigenesis in Kant: Recent reconsiderations // Studies in History and Philosophy of Sci-ence Part A, Vol.58, 2016, p.85–97.

13. Kant I. O forme i principah chuvstvenno vosprinimaemogo i intelligibel'nogo mira // Kant I. Sob. soch. v 8-mi tt. T.2 (s.277–321). M.: CHoro, 1994.

14. Katrechko S.L. Voobraj`enie kak «dejatel'naja sposobnost' sinteza mnogoobraznogo» v sostave pozna-vatel'noiy sposobnosti //Voobraj`enie v svete filosofskih refleksiiy. M.: Poligraf–Inform, 2008, s.117–179.

15. Katrechko S.L. Transcendental'naja (kantovskaja) model' soznanija kak novaja paradigma «iskus-stvennogo razuma» //Iskusstvennyiy intellekt: mej`disciplinarnyiy podhod. M.: IInteLL, 2006, s.276–289.

16. Katrechko S.L. Kantovskiiy sintez shvatyvanija i problema genezisa apriornyh form //H Kan-tovskie chtenija. Klassicheskiiy razum i vyzovy sovremennoiy civilizacii: materialy mej`duna-rodnoiy konferencii: v 2 ch.– Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. CH.1. S.190–205.

17. Katrechko S.L. Rol' (funkcii) refleksii v poznanii. Refleksivnoe perekljuchenie i genezis apriornyh form chuvstvennosti //Transcendental'nyiy povorot v sovremennoiy filosofii (7): epistemologija, kognitivistika i iskusstvennyiy intellekt: Sbornik tezisov mej`dunarodnoiy nauchnoiy konf. Moskva, 21–23 aprelja 2022 g. / Otv. red. S.L. Katrechko, A.A. SHijan. M.: RGGU, 2022, s.73–76.

Система Orphus

Loading...
Up