Коперниканский переворот как пространственная метафора

 
Код статьиS271326680020076-3-1
DOI10.18254/S271326680020076-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор института социального инжиниринга
Аффилиация: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнёва
Адрес: Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31.
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 3 Выпуск 1-2
Аннотация

В статье уточняется происхождение терминов «коперниканский переворот» и «коперниканская революция», затем рассматриваются пространственные интерпретации коперниканского переворота, связанные с предложенной Кантом аналогией между его собственной моделью познавательного процесса и моделью солнечной системы Н. Коперника. На основании критики С. Маймона и последующей научной дискуссии обсуждается характер аналогии между вращением небесных тел и соответствием предметов познающему разуму. Автор предлагает два подхода к интерпретации пространственной аналогии Канта: 1) как аналогию подвижности (пластичности) и неподвижности (неизменности) небесных тел / разума по отношению к предметам познания; 2) как аналогию относительности и абсолютности движения / познания, приводящую к вопросу о точке отсчета и направлении предикации в познавательной траектории.

Ключевые словаАприоризм, познание, объекты возможного опыта, солнечная система, И. Кант, С. Маймон, Н. Коперник
Получено18.08.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов24214
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 История мировой философии включает в себя достаточное количество оригинальных и влиятельных концепций. Но среди них не так много таких, которые стали бы подлинными философскими событиями. Под событием мы в данном случае понимаем то, что вызвано поступком, определённым философским жестом как родом глубинного различения. Событие в философии есть нечто видимое, заметное, уникальное, произошедшее лишь однажды, но породившее новый модус причастности мыслящего субъекта реальности и повлекшее за собой другие события. В последствия такого события вовлечены все философствующие субъекты, то есть, оно, так или иначе, происходит со всеми, это не чье-то индивидуальное событие.
2 Подобные события в философии часто маркируются пространственным термином «поворот». Достаточно вспомнить лингвистический поворот (the linguistic turn) в философии – это понятие было введено Густавом Бергманом в 1960 г. в его обзоре книги «Individuals» П.Ф. Стросона1. Лингвистический поворот описывается Бергманом как методологическая установка, позволяющая обосновывать философию на собственном, легитимном, функциональном или верифицируемом языке. Пространственный момент лингвистического поворота очевиден. И дело здесь не в том, что философы повернулись от концепций к языковым средствам, их выражающим, а скорее в том, что у языка обнаружилось отсутствие «обратной стороны» в виде реальности, к которой он должен отсылать. Подразумеваемое или выраженное значение с момента лингвистического поворота не существует независимо от языка, поэтому все попытки «зарыться под язык» безрезультатны2]. Лингвистический поворот, понятый таким образом, является кардинальным изменением системы координат, и в этом нельзя не усмотреть сходство с коперниканским переворотом. 1. [Bergmann G. Logic and Reality. Madison, University of Wisconsin Press, 1964].

2. [The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Method. R. Rorty (ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1967. P.10
3 Также мы можем вспомнить более индивидуальное событие философской биографии – «поворот» (der Kehre) М. Хайдеггера. Это поворот в его послевоенной философии от аналитики Dasein как просвета бытия к тому, что открывается благодаря этому просвету, – к самому бытию в его историчности3. Повернуться к бытию в его непосредственной данности – задача чрезвычайно сложная, предельная для философа. Юрген Хабермас относит начало этого поворота к 1929 г.4, поскольку его подготовили существенные продвижения: Хайдеггер провел в этом году принципиальную дискуссию с Кассирером в Давосе5, оформил позицию по отношению к философской антропологии и, наконец, издал книгу о Канте – «Kant und das Problem der Metaphysik». Толчком к повороту Хайдеггера послужил поворот Канта: «При подготовке лекции о кантовской “Критике чистого разума'’, состоявшейся в 1927/28 гг., я узнал главу о схематизме и увидел в ней связь между проблемой категорий, т.е. проблемой бытия традиционной метафизики, и феноменом времени. Таким образом, вопрос о “бытии и времени” стал прелюдией к попытке истолкования Канта»6. 3. [Дорофеев Д. Ю. Хайдеггер и философская антропология // Мартин Хайдеггер: Сб. статей. СПб.: РХГИ, 2004. С. 384].

4. [Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировоззрение // Историко-философский ежегодник’ 89. М., 1989. С. 333-338].

5. [Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger // Heidegger М. Kant und das Problem der Metaphysik. Gesamtausgabe. Vol. 3. Frankfurt am Main, Klostermann, 1976. S. 274-296].

6. [Heidegger M. Gesamtausgabe. Veröffentlichte Schriften 1910-1976. Band 3. Kant und das Problem der Metaphysik. Vittorio Klostermann, Gmbh, Frankfurt Am Main, 1991. S. XIV].

всего просмотров: 216

Оценка читателей: голосов 0

1. Bergmann G. Logic and Reality. Madison, University of Wisconsin Press, 1964. IX+355 p.

2. Cross F. L. Kant's so-called Copernican Revolution // Mind, 1937. Vol. XLVI; Iss. 182. Pp. 214-217.

3. Cross F. L. Professor Paton and Kant's so-called Copernican Revolution // Mind, 1937. Vol. XLVI; Iss. 184. Pp. 475-477.

4. Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger // Heidegger М. Kant und das Problem der Metaphysik. Gesamtausgabe. Vol. 3. Frankfurt am Main, Klostermann, 1976. S. 274-296.

5. Hanson N. R. Copernicus' Role in Kant's Revolution // Journal of the History of Ideas, 1959. № 20. Рp. 274-281.

6. Heidegger M. Gesamtausgabe. Veröffentlichte Schriften 1910-1976. Band 3. Kant und das Problem der Metaphysik. Vittorio Klostermann, Gmbh, Frankfurt Am Main, 1991. XVIII+317 s.

7. Katzoff C., Ramat G. Solomon Maimon’s Interpretation of Kant’s Copernican Revolution // Kant-Studien 1975. № 1. Vol. 66; Iss. 1-4. Рр. 342-356.

8. Kerszberg Р. Two Senses of Kant's Copernican Revolution // Kant-Studien, 1989. Vol. 80; Iss. 1-4. Рр. 63-80.

9. Paton H. J. Kant's so-called Copernican Revolution // Mind, 1937. Vol. XLVI; Iss. 183. Pp. 365-371.

10. Russell B. Human knowledge: its scope and limits. New York: Simon and Schuster, 1948. XVI +524 p.

11. The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Method. R. Rorty (ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1967. 416 p.

12. Thilly F. Kant's Copernican Revolution // The Monist, April, 1925. Vol. 35. №. 2. Рp. 329-345.

13. Дорофеев Д. Ю. Хайдеггер и философская антропология // Мартин Хайдеггер: Сб. статей. СПб.: РХГИ, 2004. С. 368-396.

14. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. Москва: Наука, 1999. 655 с.

15. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2: Критика чистого разума: в 2 ч. Ч. 1. Под ред. Б. Тушлинга, Н. Мотрошиловой. М.: Наука, 2006.1081 с.

16. Маймон С. Критические исследования о человеческом уме, или высшей способности познания и воли. Пер. с нем. К. Лощевского. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. 306 с.

17. Спиркин А. Г. Философия в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 402 с.

18. Тевзадзе Г. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979. 368 с.

19. Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировоззрение // Историко-философский ежегодник’ 89. М., 1989. С. 333-338.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх