Концепт смысла жизни в критической философии А.И. Введенского

 
Код статьиS271326680018218-9-1
DOI10.18254/S271326680018218-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский университет дружбы народов (РУДН)
РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Российский университет дружбы народов (РУДН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 3
Аннотация

Статья посвящена выявлению концепта смысла жизни в критической философии А.И. Введенского, где особое внимание уделяется методологическим основаниям и историко-философскому контексту. Вопроса о смысле жизни является одним из предельных в философии, ответ на который позволяет определить мотивы человеческой деятельности. В философии Введенского целеполагание жизни раскрывается в призме ключевой исследовательской интенции – построения научно-переработанного мировоззрения на принципах критицизма. В итоге тематика смысла жизни и ее цели сводится к постановке проблемного поля о логической позволительности и границах вопрошания. В статье предпринимается попытка реконструкции рассуждений философа и выявление наиболее значимых определений, к которым относятся нравственность, душевная жизнь, цель жизни.

Раскрытие концепта жизни в философии Введенского неизменно требует рассмотрения контекста, в котором происходит развитие идей философа. На основании комплексного анализа делается вывод, что концепт жизни является расширением основной цели исследования Введенского – раскрытия условий формирования достоверного мировоззрения, ориентированного на принципы научного познания в согласованности с нравственными ценностями. Другим важным следствием выступает положение о приоритете нравственности по отношению к научному и философскому знанию. Основания нравственности, к которым относится смысл жизни, могут быть представлены только в особой форме применимости критического рассудка – критической вере. Таким образом, уточняется вопрос о специфике критической метафизики и значение дифференциации видов и форм веры в творчестве русского неокантианца.

Ключевые словарусское неокантианство, критическая философия, смысл жизни, критическая вера, нравственность
Получено23.11.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов36541
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Немецкий классический идеализм оказал влияние на развитие всей последующей философской мысли, в том числе и на русских мыслителей, чье творчество заметно преобразилось после распространения в России во второй половине XIX века идей И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. На принципы критической методологии, обозначенной в немецкой философской традиции, опирались в своих исследованиях многие русские ученые и философы, работающие в различных направлениях: от духовно-нравственной прагматики и религиозной философии до критического переосмысления эмпиризма и основ научного знания. Распространение немецкого классического идеализма сопровождалось критической рефлексией и переосмыслением в контексте специфики российской гуманитарной мысли и духовной культуры в целом. Представители религиозно-ориентированной философии, например, Н.Я. Грот, П.Е. Астафьев, Э.Л. Радлов, а в дальнейшем С.Л. Франк и прот. П. Флоренский критически оценивали возможность развития немецкого идеализма в условиях приоритета религиозных ценностей и православной традиции. Однако влияние немецкого идеализма на продуктивное развитие академической формы философии, отличной от религиозной мысли (то есть от духовно-академической философии конца XVIII – первой половины XIX века), отмечали как современники ее развития в России, так и последующие историки философии. К ярким представителям академической традиции философии следует причислить профессора Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, использующего критический подход кантовского идеализма к проблематике соотношения гуманитарного и естественно-научного знания.
2 Ориентированность на систему критического идеализма Канта при сохранении особенности духовно-нравственной направленности русской мысли позволяет говорить о профессоре как об одном из наиболее последовательных академических философов, отстаивающих идеалы науки и одновременно фундаментальность духовных ценностей [1]. К последним относится совокупность высших ценностей, среди которых наука и образование, семья и сохранение культурных традиций, непреложность принципа свободы и достоинства каждого человека только как цели самой по себе. Многогранность исследовательских интересов Введенского и расширение предметной области применения критического подхода, стали причиной признания научной авторитетности позиции философа среди его современников. В статьях С.Н. Трубецкого и Е.Н. Трубецкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, в работах по истории философии Н.О. Лосского [17, c. 188] и В.В. Зеньковского [12, c. 144], а также в трудах С.Л. Франка (акцентировал внимание на качестве переводов) [21, c. 94] Введенского называли последовательным кантианцем и ярким представителем новокантовской философии в России, подчеркивая оригинальность развития критического подхода по отношению к философам и богословам, использующим идеи Канта.

всего просмотров: 398

Оценка читателей: голосов 0

1. Белов В.Н. А.И. Введенский – родоначальник русского неокантианства // Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин. М.: РОССПЭН, 2013. С. 74–93.

2. Белов В.Н. Русская религиозная философия как искусство жизни // Вече. 2015. № 27-1. С. 152–160.

3. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. Изд. 5-е. М.: Ленанд, 2014. 440 с.

4. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления: Новый психо-физиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб.: Типография В.С. Балашовъ и К˚., 1892. 119 с.

5. Введенский А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. М.: Либроком, 2011. 352 с.

6. Введенский А.И. Статьи по философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 232 с.

7. Введенский А.И. Условия позволительности веры в смысл жизни // Философские очерки. 1901. Выпуск 1. С. 115–148.

8. Введенский А.И., Г.Г. Шпет. История русской философии. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2017. 408 с.

9. Введенский А.И., Лосев А.Ф. [и др.] Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. 592 с.

10. Владимиров П.А. Значение критики «нового психофизиологического закона» А.И. Введенского в русской философии // Кантовский сборник. 2017. № 1 (36). С. 52–65.

11. Дудышкин В.А. А.И. Введенский и русское неокантианство // Вестник ТГУ. 2009. № 7 (75). С. 127–131.

12. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, 2001. 880 с.

13. Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1895. 178 с.

14. Кочуров И., свящ. Русский кантианец. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 184 с.

15. Кудрявцев-Платонов В.Д. Бессмертие души // Сочинения. Исследования и статьи по космологии и рациональной психологии. Сергиев Посад: Тип. А.И. Снегиревой, 1894. 344 с.

16. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории в 2-х т. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2010. 408 с.

17. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

18. Малинов А.В. Социологическое наследие А.С. Лаппо-Данилевского: исследования и материалы. СПб.: РХГА, 2017. 336 с.

19. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

20. Тихонова Э.В. Психологическое наследие А.И. Введенского. Арзамас: Изд-во АГПИ, 2004. 138 с.

21. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом виде. СПб.: Арбис-Книга, 1993. 97 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх