Социально-ориентированные некоммерческие предприятия – обретение легитимности?

 
Код статьиS013216250007102-5-1
DOI10.31857/S013216250007102-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, главный научный сотрудник
Аффилиация: Сургутский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Сургут
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 10
Страницы83-93
Аннотация

Под легитимностью предлагается понимать признание в общественном мнении исследуемых экономических институтов как общественно-необходимых. Применительно к некоммерческим организациям (НКО) можно утверждать, что хотя состоялась их успешная легализация в социально-экономическом пространстве современной России, но легитимация их деятельности остается проблемной, поскольку результаты социологических опросов говорят о недоверии к НКО значительной части граждан. В статье анализируются факторы легитимности социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) на примере ХМАО. На основе анализа материалов специально организованной автором фокус-группы отмечаются несоответствие структуры направлений деятельности СОНКО социальным потребностям населения, а также высокие трансакционные издержки их деятельности. Относительно низкий сегодняшний уровень легитимности российских СОНКО свидетельствует, что к выполнению своей функциональной миссии готова лишь очень небольшая часть некоммерческого сектора.

Ключевые слованекоммерческие организации, гражданское общество, поставщик социальных услуг, легитимность институтов
Получено12.10.2019
Дата публикации13.10.2019
Кол-во символов32315
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Логика исследования социальных институтов в каждой стране во многом задается особенностями их появления и развития. Например, дискуссии о деятельности некоммерческих организаций за рубежом предшествовал период спонтанного развития самих организаций. Опыт такого развития был первоначально обобщен общественными активистами и лишь затем стал предметом научных исследований. Первоначально это было изучение кейсов отдельных социальных предприятий, и только после этого начался этап теоретического осмысления места нового формирующегося сектора в структуре экономики [Borzaga, Depedri, Tortia, 2011: 282]. Поскольку в странах с развитой рыночной экономической структурой НКО развивались таким «естественно-экономическим» путем «снизу», то не возникало и проблемы их экономической легитимации.
2 Под экономической легитимностью мы будем понимать признание в общественном мнении данных экономических институтов как общественно-необходимых, имеющих право на существование. Такое признание является основой общественного доверия, выступающего, в свою очередь, необходимым условием их эффективного функционирования.
3 Данная проблема в западных странах, таким образом, не оказалась значимой. В центре исследований зарубежных авторов были, в первую очередь, факторы преимущества некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг. Эти преимущества, описываемые как низкие трансакционные издержки и незаинтересованность в получении прибыли, нашли свое обобщение в теории «общественных благ», которую предложил американский экономист Б. Вайсброд [Weisbrod, 1978]. Данная теория указывает на ограниченность возможностей государственных институтов обеспечить широкий спектр общественных потребностей, что порождает дефицит специфических благ. Это, в свою очередь, приводит к появлению социальных предприятий, основная цель которых состоит в том, чтобы удовлетворить данный спрос в качестве альтернативного производителя общих благ, вытесняя государственные учреждения, как менее эффективные [Borzaga, Depedri, Tortia, 2011: 283].
4 Российский опыт исследования некоммерческих организаций также определялся специфической логикой их развития. В условиях «догоняющей» модернизации эти институты, формально считающиеся акторами гражданского общества, фактически формировались в большей мере государством «сверху» и в соответствии с его целями. Как подчеркивают российские исследователи, предпосылкой появления социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) явилось то, что прежняя система, при которой государство было единственным поставщиком и гарантом выполнения социальных обязательств, изжила себя, породив стремление государства «передать часть своих социальных обязательств гражданам, рынку и общественным институтам (прежде всего малому бизнесу и НКО)» [Тарасенко, 2015: 132].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 874

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамова М.О., Сухушина Е.В. Отношение населения к общественным организациям как маркер гражданского общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1. (29). С. 5–15.

2. Артамонова А.С. Оценка состояния сектора некоммерческих организаций // Социальное пространство. Вып. 3 (10). 2017. С. 1–9.

3. Артамонова А.С. Функционирование социально-ориентированных некоммерческих предприятий в российских регионах // Проблемы развития территории. Вып. 5 (97). 2018. С. 55–67.

4. Громова М.Н., Мерсиянова И.В. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016.№ 1. С. 39–44.

5. Заостровцев А. Модернизация и институты: количественные измерения // Пути модернизации: траектории, развилки и тупики: Сборник статей. Под ред. В. Гельмана и О. Маргания. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 151–183.

6. Климова С.Г. Смыслы и практики разгосударствления социальных услуг // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 48–56.

7. Косыгина К.Е. Место некоммерческого сектора в региональной экономической системе // Вопросы территориального развития. Вып. 4 (39). 2017. С. 1–14.

8. Мерсиянова И.В. Влияние финансирования российских НКО на оценку их работы // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 25–31.

9. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 83–102.

10. Россия в цифрах. 2018. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2018.

11. Рудник Б.Л., Куштанина Е. В. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг: прозрачность применяемых процедур // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 117–137.

12. Саламон Л. Финансовый рычаг добра: Новые горизонты благотворительности и социального инвестирования. М.: Альпина Паблишер, 2016.

13. Смирнов В.А. Проектная деятельность российских некоммерческих организаций: ключевые проблемы и противоречия // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 62–69.

14. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. Докл. к XII междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества. Москва, 5–7 апреля 2011 г. М.: ВШЭ, 2011.

15. Суслова С.В. Некоммерческие производители на региональных квазирынках социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 72–89.

16. Тарасенко А. Некоммерческий сектор в странах Европейского союза и России в контексте трансформации государства благосостояния. СПб.: Норма, 2015.

17. Тарасенко А.В. Концепты тртьего сектора и гражданского общества в контексте теорий демократии, управления и экономического развития: Препринт М-36/14. СПб.: ЕУ в СПб., 2014.

18. Borzaga C., Depedri S., Tortia E. Testing the Distributive Effects of Social Enterprises: The Case of Italy // Social Capital, Corporate Social Responsibility, Economic Behaviour and Performance. 2011. P. 282–303.

19. Weisbrod B. The Voluntary Nonprofit Sector: An Economic Analysis. Lexington Books, 1978.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх