The Concept of the Meaning of life in the Critical Philosophy of A.I. Vvedensky

 
PIIS271326680018218-9-1
DOI10.18254/S271326680018218-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
RANEPA
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 2 Issue 3
Abstract

The article is devoted to identifying the concept of the meaning of life in the critical philosophy of A.I. Vvedensky, where special attention is paid to the methodological foundations and the historical and philosophical context. The formulation of the question about the meaning of life is one of the ultimate questions in philosophy, the answer to which makes it possible to determine the motives of human activity. In Vvedenskyʼs philosophy, the problem of goal-setting in life is revealed in the prism of a key research intention – the construction of a scientifically revised worldview based on the principles of criticism. As a result, the question of life and its purpose is reduced to the formulation of the question of the logical permissibility and boundaries of questioning. The article attempts to reconstruct the philosopherʼs reasoning and identify the most significant definitions, which include morality, mental life, and the purpose of life.

The disclosure of the concept of life in Vvedenskyʼs philosophy invariably requires consideration of the context in which the development of the philosopherʼs ideas takes place. Based on a comprehensive analysis, it is concluded that the concept of life is an extension of the main goal of Vvedenskyʼs research – the disclosure of the conditions for the formation of a reliable worldview, focused on the principles of scientific knowledge in accordance with moral values. Another important consequence is the provision on the priority of morality in relation to scientific and philosophical knowledge. The foundations of morality, to which the meaning of life belongs, can be presented only in a special form of applicability of critical reason – critical faith. Thus, the question of the specifics of critical metaphysics and the importance of differentiation of types and forms of faith in the work of the Russian neo-Kantian are clarified.

KeywordsRussian neo-Kantianism, critical philosophy, meaning of life, critical faith, morality
Received23.11.2021
Publication date20.12.2021
Number of characters36541
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Немецкий классический идеализм оказал влияние на развитие всей последующей философской мысли, в том числе и на русских мыслителей, чье творчество заметно преобразилось после распространения в России во второй половине XIX века идей И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. На принципы критической методологии, обозначенной в немецкой философской традиции, опирались в своих исследованиях многие русские ученые и философы, работающие в различных направлениях: от духовно-нравственной прагматики и религиозной философии до критического переосмысления эмпиризма и основ научного знания. Распространение немецкого классического идеализма сопровождалось критической рефлексией и переосмыслением в контексте специфики российской гуманитарной мысли и духовной культуры в целом. Представители религиозно-ориентированной философии, например, Н.Я. Грот, П.Е. Астафьев, Э.Л. Радлов, а в дальнейшем С.Л. Франк и прот. П. Флоренский критически оценивали возможность развития немецкого идеализма в условиях приоритета религиозных ценностей и православной традиции. Однако влияние немецкого идеализма на продуктивное развитие академической формы философии, отличной от религиозной мысли (то есть от духовно-академической философии конца XVIII – первой половины XIX века), отмечали как современники ее развития в России, так и последующие историки философии. К ярким представителям академической традиции философии следует причислить профессора Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, использующего критический подход кантовского идеализма к проблематике соотношения гуманитарного и естественно-научного знания.
2 Ориентированность на систему критического идеализма Канта при сохранении особенности духовно-нравственной направленности русской мысли позволяет говорить о профессоре как об одном из наиболее последовательных академических философов, отстаивающих идеалы науки и одновременно фундаментальность духовных ценностей [1]. К последним относится совокупность высших ценностей, среди которых наука и образование, семья и сохранение культурных традиций, непреложность принципа свободы и достоинства каждого человека только как цели самой по себе. Многогранность исследовательских интересов Введенского и расширение предметной области применения критического подхода, стали причиной признания научной авторитетности позиции философа среди его современников. В статьях С.Н. Трубецкого и Е.Н. Трубецкого, Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, в работах по истории философии Н.О. Лосского [17, c. 188] и В.В. Зеньковского [12, c. 144], а также в трудах С.Л. Франка (акцентировал внимание на качестве переводов) [21, c. 94] Введенского называли последовательным кантианцем и ярким представителем новокантовской философии в России, подчеркивая оригинальность развития критического подхода по отношению к философам и богословам, использующим идеи Канта.

views: 388

Readers community rating: votes 0

1. Belov V.N. A.I. Vvedenskij – rodonachal'nik russkogo neokantianstva // Neokantianstvo v Rossii: Aleksandr Ivanovich Vvedenskij, Ivan Ivanovich Lapshin. M.: ROSSPEhN, 2013. S. 74–93.

2. Belov V.N. Russkaya religioznaya filosofiya kak iskusstvo zhizni // Veche. 2015. № 27-1. S. 152–160.

3. Vvedenskij A.I. Logika kak chast' teorii poznaniya. Izd. 5-e. M.: Lenand, 2014. 440 s.

4. Vvedenskij A.I. O predelakh i priznakakh odushevleniya: Novyj psikho-fiziologicheskij zakon v svyazi s voprosom o vozmozhnosti metafiziki. SPb.: Tipografiya V.S. Balashov' i K˚., 1892. 119 s.

5. Vvedenskij A.I. Opyt postroeniya teorii materii na printsipakh kriticheskoj filosofii. M.: Librokom, 2011. 352 s.

6. Vvedenskij A.I. Stat'i po filosofii. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1996. 232 s.

7. Vvedenskij A.I. Usloviya pozvolitel'nosti very v smysl zhizni // Filosofskie ocherki. 1901. Vypusk 1. S. 115–148.

8. Vvedenskij A.I., G.G. Shpet. Istoriya russkoj filosofii. Izbrannye sochineniya. M.: Yurajt, 2017. 408 s.

9. Vvedenskij A.I., Losev A.F. [i dr.] Ocherki istorii russkoj filosofii. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. Un-ta, 1991. 592 s.

10. Vladimirov P.A. Znachenie kritiki «novogo psikhofiziologicheskogo zakona» A.I. Vvedenskogo v russkoj filosofii // Kantovskij sbornik. 2017. № 1 (36). S. 52–65.

11. Dudyshkin V.A. A.I. Vvedenskij i russkoe neokantianstvo // Vestnik TGU. 2009. № 7 (75). S. 127–131.

12. Zen'kovskij V.V. Istoriya russkoj filosofii. M.: Akademicheskij Proekt, 2001. 880 s.

13. Kareev N.I. Mysli ob osnovakh nravstvennosti. SPb.: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1895. 178 s.

14. Kochurov I., svyasch. Russkij kantianets. M.: Izd-vo Moskovskoj Patriarkhii Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi, 2012. 184 s.

15. Kudryavtsev-Platonov V.D. Bessmertie dushi // Sochineniya. Issledovaniya i stat'i po kosmologii i ratsional'noj psikhologii. Sergiev Posad: Tip. A.I. Snegirevoj, 1894. 344 s.

16. Lappo-Danilevskij A.S. Metodologiya istorii v 2-kh t. T. 1. M.: ROSSPEhN, 2010. 408 s.

17. Losskij N.O. Istoriya russkoj filosofii. M.: Sovetskij pisatel', 1991. 480 s.

18. Malinov A.V. Sotsiologicheskoe nasledie A.S. Lappo-Danilevskogo: issledovaniya i materialy. SPb.: RKhGA, 2017. 336 s.

19. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie. M.: Progress-Traditsiya, 2003. 744 s.

20. Tikhonova Eh.V. Psikhologicheskoe nasledie A.I. Vvedenskogo. Arzamas: Izd-vo AGPI, 2004. 138 s.

21. Frank S.L. Vvedenie v filosofiyu v szhatom vide. SPb.: Arbis-Kniga, 1993. 97 s.

Система Orphus

Loading...
Up