Ethical and legal doctrines in Russian neo-Kantianism (P.I. Novgorodtsev and B.A. Kistyakovsky)

 
PIIS271326680018217-8-1
DOI10.18254/S271326680018217-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peoples' Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 2 Issue 3
Abstract

The article is devoted to the analysis of the legal theories of P.I. Novgorodtsev and B.A. Kistyakovsky, based on the moral philosophy of I. Kant in comparison with the psychological theory of law of L.I. Petrazhitsky. The unity of the positions of Novgorodtsev and Kistyakovsky in focusing on the ethical aspects of law, as well as highlighting morality as the highest principle, is revealed. Attention is paid to the disclosure of neo-Kantian motives in the philosophy of law and in the context of the development of the theory of natural law in Russia. The main content of the article is a consistent analysis of Novgorodtsevʼs ideas in their dynamics, compared with the neo-Kantian philosophy of law of Kistyakovsky. It is emphasized that the psychological theory of the source of Petrazhitskyʼs legal relations is in the same intention of thought with the motives of the Russian neo-Kantians, which allows them to be compared in the history of the development of the Russian theory of law.

The modern scientific literature is analyzed in order to identify the problem of comparing different approaches in the history of Russian philosophy of law, in which German transcendental philosophy is one of the key foundations. The question of the independence of Russian scientists in the construction of ethical and legal doctrines is actualized, but, at the same time, a single motive is emphasized with the Kantian provision on the need to establish a general civil society on the principles of a developed system of rules and norms.

Keywordsneo-Kantianism, philosophy of law, moral duty, morality, Novgorodtsev, Kistyakovsky
Received23.09.2021
Publication date20.12.2021
Number of characters21613
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Философия И. Канта и его этика получили новое развитие в трудах отечественных философов, правоведов, социологов и историков. В особенности положение о праве на достойное человеческое существование приобрело популярность в России в конце XIX века. Изменение социально-политических условий, а также критическое переосмысление принципов права и социальной динамики объясняют повышение интереса к идеям Канта, где права и свободы человека определялись безусловными доминантами прогрессивного развития общества. В стремлении к обоснованию прогрессивных идей в области права и для аргументации социальных программ по преобразованию общественных отношений, авторитетные юристы и правоведы России обращаются к положениям кантовской философии. Среди известных правоведов и социологов России, аргументирующих свои теории посредством обращения к философии Канта, стоит выделить такие имена как Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) и Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920). Выделим также деятельность Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931), придерживающегося позиции позитивной социологии и оригинальной трактовки психологизма в процессе восприятия мира, но в то же время он находился в контексте обсуждения кантовской философии права, проблемы нравственности и свободы в теории права. Сопоставление исследований Новгородцева, Кистяковского и Петражицкого объясняется их мотивом показать «ложность позитивистского отождествления права с нормами действующего законодательства» [15, c. 7].
2 Исследования, посвященные Новгородцеву, широко представлены в научной литературе. Системный и последовательный анализ воззрений русского ученого в динамике их развития и во взаимосвязях с русским неокантианством представлен в научных работах Е.А. Фроловой [16; 17], а также в статьях В.Н. Белова [1; 2]. Одновременное рассмотрение всех аспектов творческой и научной деятельности философа, социолога и правоведа требует учитывать различные исходные основания теории Новгородцева: философию Канта, методологию Гегеля, исследования в области теории естественного права и учения родоначальников социального знания в России.
3 Новгородцев создает первую наиболее последовательную теорию естественного права на положении о безусловности права человека на достойное существование, и в то же время его теория призвана решать реальные социально-политические задачи. В дальнейшем в истории философии и философии права его теорию называют «идеализированной теорией права», что подчеркивает ориентированность на трансцендентальный идеализм. Постулаты практического разума и этическое учение Канта представлялись более эффективными для разрешения главных проблем реализации норм права. Критикуя позитивизм и теории дифференцированного понимания идеалов и практики правоприменения, Новгородцев выделяет неразделимость идеального и реального. Фактическая сторона сложности реализации права заключается в ошибках дифференцированного отношения к социальным группам. В то время как все люди должны представляться равноправными, что, однако, не подразумевает единства правоприменимости. Одновременное признание единства всех субъектов права перед системой правоприменения и различие в реализации правоприменимости всегда вызывало споры и дискуссии в среде историков развития теории права в России. Сложность однозначного и краткого выражения позиции Новгородцева объясняется постоянной динамикой его идей. Наиболее значимым здесь является синтезирование постулатов практического разума Канта с диалектическим методом и философией истории Гегеля. В докторской диссертации «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии права», впоследствии опубликованной в 1901 году, Новгородцев попытался раскрыть особенность своего авторского замысла разграничения социального и формального понимания права [10]. Формальное понимание означает не теоретические идеалы, а формообразующие нормы и предписания, реализуемые непосредственно с практикой и зависящие от непосредственных социальных условий.

views: 318

Readers community rating: votes 0

1. Belov V.N. Neokantianstvo P.I. Novgorodtseva: k polemike Novgorodtseva i Saval'skogo // Lex Russica (Russkij zakon). 2019. № 2 (147). S. 151–163.

2. Vladimirov P.A. Razvitie prakticheskoj filosofii I. Kanta v russkom neokantianstve // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ehkonomicheskikh nauk. 2016. № S5 (10). S. 68–73.

3. Ivannikov I.A. Psikhologicheskaya teoriya prava L.I. Petrazhitskogo // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. № 3 (75). S. 6–13.

4. Kistyakovskij B.A. V zaschitu nauchno-filosofskogo idealizma // Voprosy filosofii i psikhologii. 1907. Kn. 86 (I). S. 57–109.

5. Kistyakovskij B.A. Sotsial'nye nauki i pravo. Ocherki po metodologii sotsial'nykh nauk i obschej teorii prava. M.: Tip. I.N. Kushnerev' i K˚., 1916. 704 s.

6. Kistyakovskij B.A. Suschnost' gosudarstvennoj vlasti. Yaroslavl': Tip. Gubernskogo Pravleniya, 1913. 42 s.

7. Mal'kova E.G. B.A. Kistyakovskij o vlasti // Yuridicheskaya mysl'. 2007. № 1 (39). S. 19–23.

8. Nersesyants V.S. K pravu. O proiskhozhdenii ravenstva (iz neopublikovannogo). 2009. № 17. S. 2–8.

9. Novgorodtsev P.I. Kant i Gegel' v ikh ucheniyakh o prave i gosudarstve: dva tipicheskikh postroeniya v oblasti filosofii prava. M.: Univ. tip., 1901. 248 s.

10. Novgorodtsev P.I. Nravstvennaya problema v filosofii Kanta // Voprosy filosofii i psikhologii. 1901. Kn. 57 (II). S. 279–314.

11. Novgorodtsev P.I. Sochineniya. M.: Raritet, 1995. 446 s.

12. Petrazhitskij L.I. Vvedenie v izuchenie prava i nravstvennosti. Osnovy ehmotsional'noj psikhologii. Izd. 3. SPb.: Tip. Yu.N. Ehrlikha, 1908. 270 s.

13. Petrazhitskij L.I. Teoriya prava i gosudarstva v svyazi s teoriej nravstvennosti. V 2 chastyakh. Chast' 1. M.: Yurajt, 2021. 237 s.

14. Filosofiya prava: P.I. Novgorodtsev, L.I. Petrazhitskij, B.A. Kistkovskij. M.: Politicheskaya ehntsiklopediya, 2018. 511 s.

15. Frolova E.A. Metodologicheskie osnovy neokantianskogo ucheniya P.I. Novgorodtseva // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 5. S. 68–78.

16. Frolova E.A. Ehtiko-pravovye problemy filosofii prava neokantianstva // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 7. S. 93–97.

17. Belov V. H. Cohens Ethik und ihre Rezeption in der russischen Philosophie des Rechts // IDEA – Studia nad strukturą i rozwojem pojęć filozoficznych, XXVII. Białystok, 2015. S. 373–381.

Система Orphus

Loading...
Up