Этико-правовые учения в русском неокантианстве (П.И. Новгородцев и Б.А. Кистяковский)

 
Код статьиS271326680018217-8-1
DOI10.18254/S271326680018217-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 3
Аннотация

Статья посвящена анализу правовых теорий П.И. Новгородцева и Б.А. Кистяковского, основанных на моральной философии И. Канта в сопоставлении с психологической теорией права Л.И. Петражицкого. Выявляется единство позиций Новгородцева и Кистяковского в ориентированности на этические аспекты права, а также выделения нравственности в качестве высшего принципа. Внимание уделяется раскрытию неокантианских мотивов в философии права и в контексте развития теории естественного права в России. В основном содержании статьи проводится последовательный анализ идей Новгородцева в их динамике, сопоставленный с неокантианской философией права Кистяковского. Подчеркивается, что психологическая теория источника правоотношений Петражицкого находится в единой интенции мысли с мотивами русских неокантианцев, что позволяет их сопоставить в истории развития российской теории права.

Анализируется современная научная литература с целью выявления проблемы сопоставления различных подходов в истории российской философии права, в которой немецкая трансцендентальная философия является одним из ключевых оснований. Актуализируется вопрос о самостоятельности российских ученых в построении этико-правовых учений, но в то же время подчеркивается единый мотив с кантовским положением о необходимости установления всеобщего гражданского общества на принципах развитой системы правил и норм.

Ключевые слованеокантианство, философия права, нравственный долг, мораль, Новгородцев, Кистяковский
Получено23.09.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов21613
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Философия И. Канта и его этика получили новое развитие в трудах отечественных философов, правоведов, социологов и историков. В особенности положение о праве на достойное человеческое существование приобрело популярность в России в конце XIX века. Изменение социально-политических условий, а также критическое переосмысление принципов права и социальной динамики объясняют повышение интереса к идеям Канта, где права и свободы человека определялись безусловными доминантами прогрессивного развития общества. В стремлении к обоснованию прогрессивных идей в области права и для аргументации социальных программ по преобразованию общественных отношений, авторитетные юристы и правоведы России обращаются к положениям кантовской философии. Среди известных правоведов и социологов России, аргументирующих свои теории посредством обращения к философии Канта, стоит выделить такие имена как Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) и Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920). Выделим также деятельность Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931), придерживающегося позиции позитивной социологии и оригинальной трактовки психологизма в процессе восприятия мира, но в то же время он находился в контексте обсуждения кантовской философии права, проблемы нравственности и свободы в теории права. Сопоставление исследований Новгородцева, Кистяковского и Петражицкого объясняется их мотивом показать «ложность позитивистского отождествления права с нормами действующего законодательства» [15, c. 7].
2 Исследования, посвященные Новгородцеву, широко представлены в научной литературе. Системный и последовательный анализ воззрений русского ученого в динамике их развития и во взаимосвязях с русским неокантианством представлен в научных работах Е.А. Фроловой [16; 17], а также в статьях В.Н. Белова [1; 2]. Одновременное рассмотрение всех аспектов творческой и научной деятельности философа, социолога и правоведа требует учитывать различные исходные основания теории Новгородцева: философию Канта, методологию Гегеля, исследования в области теории естественного права и учения родоначальников социального знания в России.
3 Новгородцев создает первую наиболее последовательную теорию естественного права на положении о безусловности права человека на достойное существование, и в то же время его теория призвана решать реальные социально-политические задачи. В дальнейшем в истории философии и философии права его теорию называют «идеализированной теорией права», что подчеркивает ориентированность на трансцендентальный идеализм. Постулаты практического разума и этическое учение Канта представлялись более эффективными для разрешения главных проблем реализации норм права. Критикуя позитивизм и теории дифференцированного понимания идеалов и практики правоприменения, Новгородцев выделяет неразделимость идеального и реального. Фактическая сторона сложности реализации права заключается в ошибках дифференцированного отношения к социальным группам. В то время как все люди должны представляться равноправными, что, однако, не подразумевает единства правоприменимости. Одновременное признание единства всех субъектов права перед системой правоприменения и различие в реализации правоприменимости всегда вызывало споры и дискуссии в среде историков развития теории права в России. Сложность однозначного и краткого выражения позиции Новгородцева объясняется постоянной динамикой его идей. Наиболее значимым здесь является синтезирование постулатов практического разума Канта с диалектическим методом и философией истории Гегеля. В докторской диссертации «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии права», впоследствии опубликованной в 1901 году, Новгородцев попытался раскрыть особенность своего авторского замысла разграничения социального и формального понимания права [10]. Формальное понимание означает не теоретические идеалы, а формообразующие нормы и предписания, реализуемые непосредственно с практикой и зависящие от непосредственных социальных условий.

всего просмотров: 334

Оценка читателей: голосов 0

1. Белов В.Н. Неокантианство П.И. Новгородцева: к полемике Новгородцева и Савальского // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 2 (147). С. 151–163.

2. Владимиров П.А. Развитие практической философии И. Канта в русском неокантианстве // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № S5 (10). С. 68–73.

3. Иванников И.А. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого // Право и государство: теория и практика. 2011. № 3 (75). С. 6–13.

4. Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. 86 (I). С. 57–109.

5. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: Тип. И.Н. Кушнеревъ и К˚., 1916. 704 с.

6. Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль: Тип. Губернского Правления, 1913. 42 с.

7. Малькова Е.Г. Б.А. Кистяковский о власти // Юридическая мысль. 2007. № 1 (39). С. 19–23.

8. Нерсесянц В.С. К праву. О происхождении равенства (из неопубликованного). 2009. № 17. С. 2–8.

9. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии права. М.: Унив. тип., 1901. 248 с.

10. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 57 (II). С. 279–314.

11. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. 446 с.

12. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. Изд. 3. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлиха, 1908. 270 с.

13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 частях. Часть 1. М.: Юрайт, 2021. 237 с.

14. Философия права: П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистковский. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 511 с.

15. Фролова Е.А. Методологические основы неокантианского учения П.И. Новгородцева // Государство и право. 2012. № 5. С. 68–78.

16. Фролова Е.А. Этико-правовые проблемы философии права неокантианства // Государство и право. 2013. № 7. С. 93–97.

17. Belov V. H. Cohens Ethik und ihre Rezeption in der russischen Philosophie des Rechts // IDEA – Studia nad strukturą i rozwojem pojęć filozoficznych, XXVII. Białystok, 2015. S. 373–381.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх