V. E. Sesemanʼs Transcendentalism: from Epistemology to Ontology

 
PIIS271326680018216-7-1
DOI10.18254/S271326680018216-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 2 Issue 3
Abstract

The article examines the theory of knowledge of the Russian philosopher of the XXth century V. E. Sesemann and his understanding of reality. The author emphasizes that in the field of epistemology, Sesemann, being influenced by E. Husserlʼs phenomenology, first of all, answers the question of the possibility of cognition of the reality of the surrounding world and the special role of perception in this process. However, unlike Husserl, Sesemann is convinced that true knowledge is achievable not only in relation to the things of the world, but also in relation to their relationships and interrelations, which are seen in a special kind of intuition – a conceptual intuition. Seseman believes that the cognition of the surrounding world depends not only on the cognizing subject, but also on the objectivity itself, which may not always be accessible to cognition. The article pays close attention to Sesemannʼs understanding of reality as the reality of becoming, one of the types of which is movement. In this case, Sesemann argues, it is impossible to create a unified picture of the world, and our knowledge can only be probabilistic. The author examines the epistemological and ontological views of Seseman in the context of his time, comparing them with the main trends of philosophy of the XXth century, primarily with phenomenology and neo-Kantianism.

Keywordsсognition, perception, movement, becoming, Sesemann
Received12.01.2022
Publication date20.12.2021
Number of characters26929
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Одним из самых ярких представителей кантовского трансцендентализма в России в первой трети XX в. является Василий Эмильевич Сеземан. К сожалению, историками русской философии его имя до недавнего времени оставалось практически незнакомым, и только в XXI в. оно открывается для широкой философский общественности. Сеземан занимался вопросами этики, эстетики, онтологии, гносеологии, логики, писал работы по истории философии. Несмотря на разносторонность интересов Сеземана, его творчество, как показывают современные исследователи1, можно представить как единую систему, в которой все проблемы и их решения тесно взаимосвязаны. Однако в данном тексте мы остановимся только на теории познания Сеземана и его онтологии, а конкретнее, на его понимании мира. 1. См., например: Белов В.Н. В.Э. Сеземан – систематик русского неокантианства // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 121–126; Белов В.Н. Современные исследования творчества Василия Сеземана за рубежом // Horizon. Феноменологические исследования. Том 6. № 2, 2017. С. 411–424; Белов В.Н. Н. Гартман и В. Сеземан. Предисловие к переводу рецензии Н. Гартмана «О Вильгельме Сеземане» 1933 // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 8. № 1. 2019. С. 311–317; Йонкус Д. Философия Василия Сеземана: неокантианство, интуитивизм, феноменология // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 6. № 1. 2017. С. 79–96. Botz-Bornstein T. Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam; New York, 2006.
2 Специфика творчества Сеземана заключается в том, что его можно отнести к двум, как, казалось бы, противоборствующим школам трансцендентализма начала XX в.: к феноменологии и к неокантианству. Сеземан учился в Германии у Когена, был одним из организаторов русской секции международного журнала «Логос» (носившего неокантианскую направленность), но опирался при этом во многом на феноменологическую методологию и часто в своих текстах ссылался на Гуссерля. Все это не помешало русскому философу, объединить феноменологию и неокантианство, предложить собственное понимание действительности и разработать соответствующую этому пониманию гносеологию, выходящую за рамки и феноменологии, и неокантианства.
3 Теоретико-познавательные исследования Сеземана, как, впрочем, неокантианцев и Гуссерля, безусловно, принадлежат к традиции кантовского трансцендентализма, который Кант определял следующим образом: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся вообще не столько предметами, сколько способом [видами] нашего познания предметов, поскольку это познание [этот способ познания] должно [должен] быть возможным a priori [sondern mit unserer Erkenntnisart von Gegenständen]. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В25]2. 2. Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения на русском и немецком языках. М., 1994–2006. T. 2. Ч. 1 (2-е (B) изд.). Т. 2. Ч. 2 (1-е (A) изд.). 2006.
4 Сеземана, также как феноменологов и неокантианцев, интересует познание окружающей действительности. «Однозначная определенность сферы познания получает свое оправдание из однозначной определенности действительности (бытия)»3, – пишет Сеземан. При этом Сеземан видит проблему познания в том, чтобы показать, как познание постигает то, что имеет совсем другую структуру. В этом мы видим основную проблему познания, как ее обозначил Гуссерль в цикле лекций «Идея феноменологии». «Как познание может выйти за пределы себя, как оно может настичь некое бытие, которое не может быть обнаружено в пределах сознания?»4 – спрашивает Гуссерль. Здесь речь идет о так называемой проблеме трансценденции. Разъяснение этой проблемы можно найти, например, в работе Гуссерля «Идея феноменологии»5 и в первой книге его же «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии»6. Гуссерль, повторяя известный ход Декарта, утверждает, что переживания сознания нам даются во внутреннем восприятии ясно и отчетливо, в отличие от вещей окружающего мира, которые мы воспринимаем в оттенках. Это означает, что если познающий акт имманентен предмету познания, как в случае внутреннего восприятия, то мы можем достичь ясности и отчетливости, то есть истинного познания и знания. Но пространственно-материальные вещи окружающего мира и познающее сознание имеют различную природу. «Как же в этом случае возможно познание?» – как бы спрашивает Гуссерль, и вслед за ним Сеземан. Ответ Гуссерля на этот вопрос следующий. В сознании предмет окружающего мира может быть также нам дан ясно и отчетливо, если его рассматривать как коррелят акта восприятия, поскольку тогда предмет уже является имманентным сознанию, и проблема трансценденции снимается. Здесь решающую роль играет то, что для Гуссерля восприятие является тем модусом сознания, который может нам обеспечить непосредственный доступ к предметам окружающего мира. 3. Sezemann V. Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus «Eranos» II. Heft. Kaunas, 1932. S. 61.

4. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб., 2018. С. 169.

5. Там же. С. 210–233.

6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М., 2009. С. 102–142.

views: 399

Readers community rating: votes 0

1. Belov V.N. V.Eh. Sezeman – sistematik russkogo neokantianstva // Voprosy filosofii. 2012. № 4. S. 121–126.

2. Belov V.N. N. Gartman i V. Sezeman. Predislovie k perevodu retsenzii N. Gartmana «O Vil'gel'me Sezemane» 1933 // Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya. 2019. T. 8. № 1. S. 311–317.

3. Belov V.N. Sovremennye issledovaniya tvorchestva Vasiliya Sezemana za rubezhom // Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya. T. 6. № 2. 2017. S. 411–424.

4. Gusserl' Eh. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya / Per. s nem. A.V. Mikhajova. M.: Akademicheskij proekt, 2009.

5. Gusserl' Eh. Ideya fenomenologii / Per. s nem. N.A. Artemenko. SPb.: Izdatel'skij tsent «Gumanitarnaya akademiya», 2018.

6. Jonkus D. Filosofiya Vasiliya Sezemana: neokantianstvo, intuitivizm, fenomenologiya // Horizon. Fenomenologicheskie issledovaniya. 2017. T. 6. № 1. S. 79–96.

7. Kant I. Kritika chistogo razuma // I. Kant. Sochineniya na russkom i nemetskom yazykakh. M.: Nauka, 1994–2006. T. 2. Ch. 1 (2-e (B) izd.). T. 2. Ch. 2 (1-e (A) izd.). 2006.

8. Rajnakh A. O suschnosti dvizheniya // A. Rajnakh. Sobranie sochinenij / Per. s nem., sost., poslesl., komment. V.A. Kurennogo. M.: Dom intellektual'noj knigi, 2001. S. 351–414.

9. Sezeman V. Ratsional'noe i irratsional'noe v sisteme filosofii // Logos. 1911. Kn. 1. S. 93–122. Reprint. M., 2006.

10. Shiyan A.A. Transtsendental'naya normativnost' i «Pervaya filosofiya» Ehdmunda Gusserlya // Mir cheloveka: normativnoe izmerenie – 6. Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (Saratov (27–29 iyunya 2019) / Redkol: I.D. Nevvazhaj, A.I. Demidov, I.N. Konovalov. Saratov: Izdatel'stvo FGBOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya», 2019. S. 174–181.

11. Shpet G.G. Yavlenie i smysl. Tomsk: Vodolej, 1996.

12. Botz-Bornstein T. Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam; New York: Rodopi, 2006.

13. Husserl E. Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion // Husserliana VIII / Herausgegeben von R. Boehm. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1959. S. 164–173.

14. Husserl E. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution // Husserliana IV. Herausgegeben von M. Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

15. Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis // Husserliana XIX/2. / Herausgegeben von U. Panzer. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984. Zweiter Abschnitt.

16. Sezemann V. Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus «Eranos» II. Heft. Kaunas, 1932.

Система Orphus

Loading...
Up