Трансцендентализм В. Э. Сеземана: от гносеологии к онтологии

 
Код статьиS271326680018216-7-1
DOI10.18254/S271326680018216-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 3
Аннотация

В статье рассматривается теория познания русского философа ХХ века В. Э. Сеземана и его понимание действительности. Автор подчеркивает, что в области гносеологии Сеземан, находясь под влиянием феноменологии Э. Гуссерля, прежде всего, отвечает на вопрос о возможности познания действительности окружающего мира и особой роли восприятия в этом процессе. Однако в отличие от Гуссерля Сеземан убежден, что истинное познание достижимо не только в отношении вещей мира, но и также относительно их отношений и взаимосвязей, которые усматриваются в особого вида интуиции – интуиции становления. Сеземан считает, что познание окружающего мира зависит не только от познанющего субъекта, но и от самой предметности, которая не всегда может быть доступна познанию. Пристальное внимание в статье уделяется пониманию Сеземаном действительности как действительности становления, одним из видов которого является движение. В этом случае, утверждает Сеземан, невозможно создание единой картины мира, и наше познание может носит лишь вероятностный характер. Автор рассматривает гносеологические и онтологические взгляды Сеземана в контексте его времени, сравнивая их с основными направлениями философии ХХ века, прежде всего, с феноменологией и неокантианством.

Ключевые словапознание, восприятие, движение, становление, Сеземан
Получено12.01.2022
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов26929
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одним из самых ярких представителей кантовского трансцендентализма в России в первой трети XX в. является Василий Эмильевич Сеземан. К сожалению, историками русской философии его имя до недавнего времени оставалось практически незнакомым, и только в XXI в. оно открывается для широкой философский общественности. Сеземан занимался вопросами этики, эстетики, онтологии, гносеологии, логики, писал работы по истории философии. Несмотря на разносторонность интересов Сеземана, его творчество, как показывают современные исследователи1, можно представить как единую систему, в которой все проблемы и их решения тесно взаимосвязаны. Однако в данном тексте мы остановимся только на теории познания Сеземана и его онтологии, а конкретнее, на его понимании мира. 1. См., например: Белов В.Н. В.Э. Сеземан – систематик русского неокантианства // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 121–126; Белов В.Н. Современные исследования творчества Василия Сеземана за рубежом // Horizon. Феноменологические исследования. Том 6. № 2, 2017. С. 411–424; Белов В.Н. Н. Гартман и В. Сеземан. Предисловие к переводу рецензии Н. Гартмана «О Вильгельме Сеземане» 1933 // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 8. № 1. 2019. С. 311–317; Йонкус Д. Философия Василия Сеземана: неокантианство, интуитивизм, феноменология // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 6. № 1. 2017. С. 79–96. Botz-Bornstein T. Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam; New York, 2006.
2 Специфика творчества Сеземана заключается в том, что его можно отнести к двум, как, казалось бы, противоборствующим школам трансцендентализма начала XX в.: к феноменологии и к неокантианству. Сеземан учился в Германии у Когена, был одним из организаторов русской секции международного журнала «Логос» (носившего неокантианскую направленность), но опирался при этом во многом на феноменологическую методологию и часто в своих текстах ссылался на Гуссерля. Все это не помешало русскому философу, объединить феноменологию и неокантианство, предложить собственное понимание действительности и разработать соответствующую этому пониманию гносеологию, выходящую за рамки и феноменологии, и неокантианства.
3 Теоретико-познавательные исследования Сеземана, как, впрочем, неокантианцев и Гуссерля, безусловно, принадлежат к традиции кантовского трансцендентализма, который Кант определял следующим образом: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся вообще не столько предметами, сколько способом [видами] нашего познания предметов, поскольку это познание [этот способ познания] должно [должен] быть возможным a priori [sondern mit unserer Erkenntnisart von Gegenständen]. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В25]2. 2. Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения на русском и немецком языках. М., 1994–2006. T. 2. Ч. 1 (2-е (B) изд.). Т. 2. Ч. 2 (1-е (A) изд.). 2006.
4 Сеземана, также как феноменологов и неокантианцев, интересует познание окружающей действительности. «Однозначная определенность сферы познания получает свое оправдание из однозначной определенности действительности (бытия)»3, – пишет Сеземан. При этом Сеземан видит проблему познания в том, чтобы показать, как познание постигает то, что имеет совсем другую структуру. В этом мы видим основную проблему познания, как ее обозначил Гуссерль в цикле лекций «Идея феноменологии». «Как познание может выйти за пределы себя, как оно может настичь некое бытие, которое не может быть обнаружено в пределах сознания?»4 – спрашивает Гуссерль. Здесь речь идет о так называемой проблеме трансценденции. Разъяснение этой проблемы можно найти, например, в работе Гуссерля «Идея феноменологии»5 и в первой книге его же «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии»6. Гуссерль, повторяя известный ход Декарта, утверждает, что переживания сознания нам даются во внутреннем восприятии ясно и отчетливо, в отличие от вещей окружающего мира, которые мы воспринимаем в оттенках. Это означает, что если познающий акт имманентен предмету познания, как в случае внутреннего восприятия, то мы можем достичь ясности и отчетливости, то есть истинного познания и знания. Но пространственно-материальные вещи окружающего мира и познающее сознание имеют различную природу. «Как же в этом случае возможно познание?» – как бы спрашивает Гуссерль, и вслед за ним Сеземан. Ответ Гуссерля на этот вопрос следующий. В сознании предмет окружающего мира может быть также нам дан ясно и отчетливо, если его рассматривать как коррелят акта восприятия, поскольку тогда предмет уже является имманентным сознанию, и проблема трансценденции снимается. Здесь решающую роль играет то, что для Гуссерля восприятие является тем модусом сознания, который может нам обеспечить непосредственный доступ к предметам окружающего мира. 3. Sezemann V. Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus «Eranos» II. Heft. Kaunas, 1932. S. 61.

4. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб., 2018. С. 169.

5. Там же. С. 210–233.

6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М., 2009. С. 102–142.

всего просмотров: 406

Оценка читателей: голосов 0

1. Белов В.Н. В.Э. Сеземан – систематик русского неокантианства // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 121–126.

2. Белов В.Н. Н. Гартман и В. Сеземан. Предисловие к переводу рецензии Н. Гартмана «О Вильгельме Сеземане» 1933 // Horizon. Феноменологические исследования. 2019. Т. 8. № 1. С. 311–317.

3. Белов В.Н. Современные исследования творчества Василия Сеземана за рубежом // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 6. № 2. 2017. С. 411–424.

4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайова. М.: Академический проект, 2009.

5. Гуссерль Э. Идея феноменологии / Пер. с нем. Н.А. Артеменко. СПб.: Издательский цент «Гуманитарная академия», 2018.

6. Йонкус Д. Философия Василия Сеземана: неокантианство, интуитивизм, феноменология // Horizon. Феноменологические исследования. 2017. Т. 6. № 1. С. 79–96.

7. Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1 (2-е (B) изд.). Т. 2. Ч. 2 (1-е (A) изд.). 2006.

8. Райнах А. О сущности движения // А. Райнах. Собрание сочинений / Пер. с нем., сост., послесл., коммент. В.А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 351–414.

9. Сеземан В. Рациональное и иррациональное в системе философии // Логос. 1911. Кн. 1. С. 93–122. Reprint. M., 2006.

10. Шиян А.А. Трансцендентальная нормативность и «Первая философия» Эдмунда Гуссерля // Мир человека: нормативное измерение – 6. Сборник трудов международной научной конференции (Саратов (27–29 июня 2019) / Редкол: И.Д. Невважай, А.И. Демидов, И.Н. Коновалов. Саратов: Издательство ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 174–181.

11. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996.

12. Botz-Bornstein T. Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam; New York: Rodopi, 2006.

13. Husserl E. Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion // Husserliana VIII / Herausgegeben von R. Boehm. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1959. S. 164–173.

14. Husserl E. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution // Husserliana IV. Herausgegeben von M. Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

15. Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis // Husserliana XIX/2. / Herausgegeben von U. Panzer. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984. Zweiter Abschnitt.

16. Sezemann V. Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus «Eranos» II. Heft. Kaunas, 1932.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх