Русское неокантианство и философия в России

 
Код статьиS271326680018215-6-1
DOI10.18254/S271326680018215-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский университет дружбы народов (РУДН)
РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 3
Аннотация

В статье раскрывается важный, но слабо представленный в научных публикациях вопрос – о статусе русского неокантианства в истории развития русской философии. За некоторым исключением, которое представлено рядом немногочисленных, но содержательных и информативных статей и монографией, проблематика остается без должной рецепции в научном дискурсе современности. В то же время, оставляя без внимания вопрос о том, что есть феномен русского неокантианства, невозможно продуктивно и последовательно актуализировать содержание русских неокантианцев и тем более показать их значение в истории русской философской и социально-гуманитарной мысли в целом. Выделяются три ключевых затруднения: 1) вопрос об оригинальности и связанная с ним тематика самостоятельности философского направления (оригинальность, самостоятельность и самобытность – различаются между собой, но едины в своей имманентной направленности); 2) выявление критерия объединения русского неокантианства, что во многом представляется труднейшей из задач для исследователей, занимающихся историко-философской реконструкцией; 3) неоднозначным остается вопрос о том, является ли русское неокантианство продолжением немецкой традиции или же оно представляет собой направление именно русской философии мысли. Три обозначенных затруднения в рецепции феномена русского неокантианства, взятого в целокупности содержания, последовательно раскрываются в содержании предложенной статьи, дополняясь кратким обзором наиболее системных положений русских философов, причисляющихся к русскому неокантианству.

Преодоление обозначенных затруднений, бесспорно влияющих на объективное раскрытие творчества каждого представителя русского неокантианства, или относящихся к ним мыслителей представляется целесообразным не только с позиции истории философии, но и для актуализации наследия философов в условиях современной социально-гуманитарной прагматики. Автор статьи предполагает, что одним из путей преодоления неоднозначности определения русского неокантианства в истории отечественной мысли может стать, во-первых, более подробное освящение деятельности русских неокантианцев в историко-философской литературе, во-вторых, комплексная репрезентация данного направления, включающая исследования отдельно взятых персоналий и их трудов. Несмотря на дискуссионность и полемичность поставленной задачи, ее постановка является необходимой для объективности значения русской мысли в мировом контексте.

Ключевые словакритический идеализм, неокантианство, русское неокантианство, русская философия, русское зарубежье, проблемы истории философии
Получено13.10.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов24107
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Вопрос о статусе русского неокантианства в истории русской философии остается дискуссионным до настоящего времени вследствие его специфики и в целом уникальности в западноевропейском контексте философской мысли. Во-первых, у историков философии вызывает сомнение оригинальность данного направления, так как истоки неокантианства восходят к немецкой посткантовской традиции. В свою очередь немецкое неокантианство в Марбургской и Баденской традициях представляет последовательное развитие двух способов преодоления противоречий кантовского идеализма: методологического и культурно-исторического. В первом случае приоритет отдается развитию теории познания посредством критической рефлексии архитектоники И. Канта, во втором – примату теории ценностей и развитию культурно-исторического потенциала системы критического идеализма по отношению к логико-гносеологической проблематике. В России же неокантианство представлено разнонаправленными исследованиями, которые объединяют идеи И. Канта и немецкую трансцендентальную философию в целом, в том числе и немецкое неокантианство в призме особенностей установившего дискурса русской философии с конца XVIII века. В итоге русские мыслители предпринимают попытки преодоления не только противоречий кантовского идеализма, но и немецкой философии, что создает затруднение причисления отечественных философов к последователям той или иной системы философии. На первый взгляд очевидным становится исток русского неокантианства в немецкой неокантианской традиции. Однако не все так очевидно при углублении в каждую конкретно взятую авторскую философию. Во-вторых, сложно найти критерий, объединяющий разнородные направления исследований, охватывающие от проблем естествознания и противоречий логики до анализа эстетики и вопросов художественного творчества. В-третьих, феномен русского неокантианства признается неоднозначным с позиции именно русской истории философии, так как после 1922 года многие представители данного направления (или причисляемые к нему) находились в эмиграции, что в сложившейся с конца XX века традиции принято обозначать «русским зарубежьем». Кроме того, некоторые русские философы создавали свои первые научные работы под руководством немецких неокантианцев.
2 Таким образом, структура вопроса о статусе русского неокантианства в своих наиболее распространенных критических оценках сводится к трем основаниям:
3 1) оригинальность русского неокантианства;
4 2) правомерность единства феномена русского неокантианства при объективном отсутствии единообразия в исследовательских программах отдельных философов и мыслителей;
5 3) принадлежность русского неокантианства к истории русской мысли и, соответственно, его место в истории русской философии.

всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

1. Аршинов В.И., Минасян Л.А. Философия концепции неокантианства: взгляд из XX–XXI веков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2007. № 4 (140). С. 3–10.

2. Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Т. III (Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии). Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1973. 392 с.

3. Белов В.Н. Русское неокантианство в истории европейской философии и культуры // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 41–50.

4. Белов В.Н. Является ли Герман Коген неокантианцем? // Кантовский сборник. 2015. № 3 (53). С. 38–45.

5. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Аст; Аст Москва, 2010. 319 с.

6. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления: Новый психо-физиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб.: Типография В.С. Балашовъ и К˚., 1892. 119 с.

7. Введенский А.И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1902. 752 с.

8. Вейдеман А.В. Мышление и бытие (логика достаточного основания). Рига: Саламандра, 1927. 335 с.

9. Вейдеман А.В. Оправдание зла (Дополнительные проблемы трагики). Рига: Логос, 1939. 221 с.

10. Гессен С.И. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. 960 с.

11. Длугач Т.Б. Иоганн Готлиб Фихте // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20). С. 43–53.

12. Дмитриева Н.А. Концепция истории Н.В. Болдырева: неокантианские перспективы // История философии. 2016. № 2 (21). С. 45–58.

13. Дмитриева Н.А. Неокантианство немецкое и русское в прошлом, настоящем и будущем // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 165–175.

14. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М.: РОССПЭН, 2007. 512 с.

15. Замалеев А.Ф. Философская мысль в России XI–XX веков. СПб.: ИД Петрополис, 2015. 480 с.

16. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, 2001. 880 с.

17. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

18. Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. 567 с.

19. Половинкин С.М. Русская религиозная философия: избранные статьи. СПб.: Изд-во РХГА, 2010. 2-е изд., испр. 412 с.

20. Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. 1000 с.

21. Фохт Б.А. Избранное (из философского наследия). М.: Прогресс-Традиция, 2003. 456 с.

22. Франк С.Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995. 655 с.

23. Яковенко Б.В. Мощь философии. М.: Наука, 2000. 976 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх