Проблема понимания исторической реальности (методологический опыт Густава Шпета)

 
Код статьиS004287440002590-4-1
DOI10.31857/S004287440002590-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ), профессор кафедры философии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), редактор журнала «Вопросы философии»
Аффилиация:
Кафедра философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
Кафедра философии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы90-93
Аннотация

В статье проводится мысль о том, что социальная философия сегодня понятийно и тематически трансформируется в процессе осмысления исторически меняющейся реальности общества. Размытость социальных контуров, ощущение выпадения из истории (потеря идентичности, экологический кризис, расширение негативного идеологического поля, цифровизация всего и вся, утрачивание образования и знания как самостоятельной культурной ценности) – все это заставляет нас искать новые понятия, в которых можно фиксировать и осмысливать реальные социальные изменения. Современная культурно-историческая эпистемология выдвигает на передний план новые аспекты историзма, которые могут нам помочь понять происходящее. С этой целью автор обращается к методологическому опыту русского философа Густава Шпета, осмысливая его рассуждения о герменевтике как теории исторического познания, т.е. актуализируя тот тип историзма, который был зафиксирован и выражен в его произведениях «История как проблема логики», «Герменевтика и ее проблемы» и рукописном наследии. Призыв мыслителя увидеть современную реальность как прошедшее, т.е. вернуться в историю, требует от нас интеллектуального усилия, рефлексии над собой, заставляет осмысливать свое поведение и происходящее вокруг так, чтобы увидеть будущее как настоящее. Рефлексивный момент самоосмысления связан с новым пониманием историзма.

Ключевые словакультурно-историческая эпистемология, понимание, историзм, историческая реальность, Густав Шпет, герменевтика, интерпретация
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01187 «Густав Шпет как методолог гуманитарного знания: реконструкция архивных материалов».
Получено19.12.2018
Дата публикации20.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1999

Оценка читателей: голосов 0

1. Микешина 2014 – Микешина Л.А. Интерпретация как конститутивное условие и базовая операция познания // Современные методологические стратегии: Интерпретация. Конвенция. Перевод / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2014. C. 149–187.

2. Пружинин 2014 – Пружинин Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы // Вопросы философии. 2014. № 12. С. 4–13.

3. Пружинин, Автономова и др. 2016 – Пружинин Б.И., Автономова Н.С., Артемьева Т.В., Кантор В.К., Михайлов И.А., Пастернак Е.В., Порус В.Н., Разумовский И.С., Рыскельдиева Л.Т., Смирнов А.В., Щедрина Т.Г., Янцен В.В. Методологические проблемы публикации философских текстов. Материалы конференции – “круглого стола” // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 5–50.

4. Щедрина 2008 – Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М.: РОССПЭН, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх