A Non-Constructivist Reading of Kant’s Philosophy

 
PIIS271326680016991-0-1
DOI10.18254/S271326680016991-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Vyatka State University
Address: Russian Federation, Kirov
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 2 Issue 2
Abstract

The article reveals the consequent process of the Кantian empirical cognition. Separating a priori and empirical knowledge, the philosopher gives grounds for a more detailed analysis of empirical and pure experience. Since Kant denies empiricism, the question arises what is an experience for him? I think that spatio-temporal relations that play a leading role in his theory of experience can be analyzed on the transcendental level as the concept of magnitude, while the sensations of space and time, in turn, can be pretty good described from the perspective of a physiology of empirical experience. Kant’s phenomenological approach allows for a description of the mechanism of perception, beginning with the pure intuitions, which underlie mathematics, and ending with empirical sensations. Thus, I claim that it is possible to reconstruct a certain scale of perceptions: there are intuitions of space and time on the transcendental level, which gives the possibility of applying mathematics to nature. This level becomes a starting point for the subsequent stage of presentation of mathematical time and geometric space. The process results in empirical judgments which don’t have an apodictic character any more.

Keywordsconstructivism, theory of experience, intensive quantity, scale of sensations-perceptions, step process of cognition
Received26.06.2021
Publication date16.11.2021
Number of characters42260
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Кант писал во многих вариантах,

чуть ли не противоположных для

разных читателей и толкователей.

Как выйти из этого противоречия,

если мы знаем, что полной… 

интерпретации быть не может?

Каковы должны быть критерии выбора трактовок?

Ю.В. Перов

2

Выдумывая Шекспира, мы опираемся 

только на его тексты.

Хью Оден

3

«Коперниковский переворот», произведенный Кантом, c одной стороны, привел к возникновению проблематики трансцендентальной дедукции категорий в связи с новой проблемой конструирования понятий (Васильев 1998, 29), а с другой, к проблеме истолкования его эмпирического реализма (Катречко 2021, 15). В современном кантоведении и, шире, в эпистемологии продолжаются непростые дискуссии как на темы кантовского трансцендентального идеализма и конструктивизма, так и относительно его эмпирического реализма и теории опыта. Кант говорит о двух необходимых условиях возможности познания: о созерцании и понятии. Исследование происхождения понятий у него породило конструктивизм, понимаемый в том смысле, что понятие как продукт деятельности субъекта формирует реальность (Лекторский 2008, 11), тогда как исследование созерцания поставило во главу интересов теорию опыта, чувственного познания. Кант сооружает здание из априорных синтетических суждений, пытаясь решить юмовскую проблему объяснения причинной связи понятий в опыте (ср. Васильев 1998, 31) и на этом пути определить, что есть познавательный опыт как таковой. Но именно это и вызвало у многих исследователей критику априорных синтетических суждений именно с точки зрения опыта. Так, Д. Хоган утверждает, что априорное синтетическое знание в геометрии несовместимо с реалистической теорией пространства, поскольку последняя основывается на индукции, предполагающей наблюдение внешних объектов, что ведет к ограничению пространства и подрывает кантовскую идею о его универсальности (Хоган 2021, 24). В рамках проблемы связи априорных синтетических суждений с чувственным опытом кантовское учение о схематизме ставит проблему «чувственного понятия». Некоторые исследователи, например, М.Е. Соболева, интерпретируют его в том смысле, что именно чувственность гарантирует реальность внешнего мира, «включая нас самих» (Соболева 2021, 22).

4

В данной статье речь пойдет в основном о чувственном опыте в теории познания Канта. Заметим, что существуют различные точки зрения на реализм, включая кантовский, но можно, в целом, сказать, что если признается влияние внешнего опыта на познание, то такое учение реалистично. Так, Соболева полагает, что «ключ к реалистической интерпретации Кантовой теории находится … в его знаменитой главе о схематизме, связывающей трансцендентальную эстетику с учением о категориях» (Соболева 2021, 22). В отличие от нее С.Л. Катречко единодушен с Д. Хайдемманом в том, что кантовская трансцендентальная философия выступает одной из форм реализма, представляя собой метафизику возможного опыта как синтез эмпиризма и априоризма (Катречко 2021, 15). Катречко считает, что коперниковский поворот Канта от предметов к представлениям предполагает эмпирический фактор аффицирования нашей чувственности внешними предметами. Тобиас Розефельдт также считает, что когда мы воспринимаем пространственный предмет, его конкретные размеры, например, длина, даются нам эмпирически. Кроме того, эмпирический вектор аффицирования обеспечивают и другие характеристики предмета – цветовые оттенки и т. д. (Розефельдт 2021, 17). Продолжая дискуссию, я предлагаю рассмотреть «Пролегомены» и «Критику чистого разума» аналитическим методом, то есть провести текстуальный анализ труднодоступных для понимания мест кантовской философии, применяя так называемое «аппликативное» чтение (Соболева 2018, 137).

views: 323

Readers community rating: votes 0

1. Asmus, V.F. (1973) Immanuil Kant. M.: «Nauka».

2. Vasil'ev, V.V. (1998) Podvaly kantovskoj metafiziki (deduktsiya kategorij). M. : Nasledie.

3. Vindel'band, V. (2007) Istoriya novoj filosofii v ee svyazi s obschej kul'turoj i otdel'nymi naukami v 2 t. T. 2. Ot Kanta do Nitsshe. M.: Giperboreya, Kuchkovo pole.

4. Gulyga, A. (2019) Kant. M.: Molodaya gvardiya.

5. Dlugach T.B. (2016) Dve kontseptsii konstruktivizma XVIII veka (Kant, Fikhte) // Filosofskij zhurnal. T. 9. № 1. S. 120–133.

6. Dlugach T.B. (2019) O nekotorykh strannykh predpolozheniyakh v pervoj «Kritike» Kanta // Filosofskij zhurnal / Philosophy Journal. T. 12. № 2. S. 48–63.

7. Dlugach T.B. (2011) Esche raz ob apriorizme Kanta // Filosofskij zhurnal. № 2 (7). S. 45–58 .

8. Dlugach T.B. (2016) Zagadki transtsendental'nogo idealizma (Marburgskaya shkola kantianstva) // Istoriko-filosofskij ezhegodnik №1. S. 145–164 .

9. Kant, I.(1994) Sobranie sochinenij v 8 t. T. 3. M, «Choro».

10. Kant, I.(1994a) Sobranie sochinenij v 8 t. T. 4. M.: «Choro».

11. Katrechko, S.L. (2021) Vedet li kopernikanskij perevorot Kanta k idealizmu? // Transtsendental'nyj povorot v sovremennoj filosofii 6: Transtsendentalizm kak «izmenyonnyj metod myshleniya [v metafizike]», modusy, perspektivy transtsendental'noj metafiziki. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Abstract of the International Workshop. M., 22–26 aprelya 2021 g. M. S. 14.

12. Kuznetsov, V.N. (2003) Nemetskaya klassicheskaya filosofiya. M.: «Vysshaya shkola».

13. Lebedev, S.A., Il'in, V.V. i dr. (2005) Filosofiya nauki. M.: Akademicheskij proekt.

14. Lektorskij, V.A. (2005) Kant, ratsional'nyj konstruktiizm i konstruktivnyj realizm // Voprosy filosofii. 2005. № 8. S. 11–22.

15. Mikeshina, L.A. (2010) Dialog kognitivnykh praktik. Iz istorii ehpistemologii i filosofii nauki. M.: ROSSPEhN.

16. Perov, Yu.V. (2010) Lektsii po istorii klassicheskoj nemetskoj filosofii. Spb.: «Nauka»

17. Razeev, D.N. (2010) Teleologiya Immanuila Kanta. Spb.: «Nauka».

18. Rikyor, P. (2004) Pamyat', istoriya, zabvenie. M.: Izdatel'stvo gumanitarnoj literatury.

19. Rozefel'dt, T. (2021) Kak byt' realistom otnositel'no idealizma Kanta // Transtsendental'nyj povorot v sovremennoj filosofii – 6: Transtsendentalizm kak «izmenyonnyj metod myshleniya [v metafizike]», modusy, perspektivy transtsendental'noj metafiziki. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Abstract of the International Workshop. 22–26 aprelya 2021 g. M., 2021. S. 22.

20. Soboleva, M.E. (2018) Kak chitat' Kanta, ili Kant v kontekste sovremennykh ehpistemologicheskikh diskussij v zapadnom analiticheskom kantovedenii // Voprosy filosofii. 2018. № 3. S. 129–140.

21. Soboleva, M.E. (2021) «Ehmpiricheskij realizm» Kanta // Transtsendental'nyj povorot v sovremennoj filosofii – 6: Transtsendentalizm kak «izmenyonnyj metod myshleniya [v metafizike]», modusy, perspektivy transtsendental'noj metafiziki. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Abstract of the International Workshop. 22–26 aprelya 2021 g. M., S. 22.

22. Fisher, K. (1906) Istoriya novoj filosofii. T. V. Immanuil Kant i ego uchenie. Ch. II. Spb.: Izdanie tovarischestva «Znanie».

23. Khajdemman D. Kantovskoe otkrytie realizma // Transtsendental'nyj povorot v sovremennoj filosofii – 6: Transtsendentalizm kak «izmenyonnyj metod myshleniya [v metafizike]», modusy, perspektivy transtsendental'noj metafiziki. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Abstract of the International Workshop. 22–26 aprelya 2021 g. M. S. 24.

24. Khogan D. Absolyutnoe prostranstvo i apriori // Transtsendental'nyj povorot v sovremennoj filosofii – 6: Transtsendentalizm kak «izmenyonnyj metod myshleniya [v metafizike]», modusy, perspektivy transtsendental'noj metafiziki. Tezisy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara. Abstract of the International Workshop. 22–26 aprelya 2021 g. M., 2021. S. 24–25.[Ehlektronnyj resurs].

Система Orphus

Loading...
Up