Неконструктивистские мотивы в философии Канта

 
Код статьиS271326680016991-0-1
DOI10.18254/S271326680016991-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Вятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Киров
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 2 Выпуск 2
Аннотация

В статье раскрывается поэтапный процесс кантовского эмпирического познания. Разделяя априорное и эмпирическое знание, Кант дает основания для более детального анализа эмпирического и чистого опыта. Поскольку Кант отрицает эмпиризм, возникает вопрос, что для него является опытом? Мы полагаем, что пространственно-временные отношения, которые играют ведущую роль в его теории опыта, могут быть проанализированы на трансцендентальном уровне как понятие величины, в то время как ощущения пространства и времени, в свою очередь, могут быть довольно хорошо описаны с точки зрения физиологии эмпирического опыта. Феноменологический подход Канта позволяет описать механизм восприятия, начиная с чистых созерцаний, лежащих в основе математики, и заканчивая эмпирическими ощущениями. Таким образом, можно утверждать, что есть способ реконструировать определенную шкалу восприятий: существуют интуитивные представления о пространстве и времени на трансцендентальном уровне, что дает возможность применить математику к природе. Этот уровень становится отправной точкой для последующих представлений о математическом времени и геометрическом пространстве. Этот процесс приводит к эмпирическим суждениям, которые больше не носят аподиктического характера.

Ключевые словаконструктивизм, теория опыта, интенсивная величина, шкала ощущений-восприятий, ступенчатый процесс познания
Получено26.06.2021
Дата публикации16.11.2021
Кол-во символов42260
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Кант писал во многих вариантах,

чуть ли не противоположных для

разных читателей и толкователей.

Как выйти из этого противоречия,

если мы знаем, что полной… 

интерпретации быть не может?

Каковы должны быть критерии выбора трактовок?

Ю.В. Перов

2

Выдумывая Шекспира, мы опираемся 

только на его тексты.

Хью Оден

3

«Коперниковский переворот», произведенный Кантом, c одной стороны, привел к возникновению проблематики трансцендентальной дедукции категорий в связи с новой проблемой конструирования понятий (Васильев 1998, 29), а с другой, к проблеме истолкования его эмпирического реализма (Катречко 2021, 15). В современном кантоведении и, шире, в эпистемологии продолжаются непростые дискуссии как на темы кантовского трансцендентального идеализма и конструктивизма, так и относительно его эмпирического реализма и теории опыта. Кант говорит о двух необходимых условиях возможности познания: о созерцании и понятии. Исследование происхождения понятий у него породило конструктивизм, понимаемый в том смысле, что понятие как продукт деятельности субъекта формирует реальность (Лекторский 2008, 11), тогда как исследование созерцания поставило во главу интересов теорию опыта, чувственного познания. Кант сооружает здание из априорных синтетических суждений, пытаясь решить юмовскую проблему объяснения причинной связи понятий в опыте (ср. Васильев 1998, 31) и на этом пути определить, что есть познавательный опыт как таковой. Но именно это и вызвало у многих исследователей критику априорных синтетических суждений именно с точки зрения опыта. Так, Д. Хоган утверждает, что априорное синтетическое знание в геометрии несовместимо с реалистической теорией пространства, поскольку последняя основывается на индукции, предполагающей наблюдение внешних объектов, что ведет к ограничению пространства и подрывает кантовскую идею о его универсальности (Хоган 2021, 24). В рамках проблемы связи априорных синтетических суждений с чувственным опытом кантовское учение о схематизме ставит проблему «чувственного понятия». Некоторые исследователи, например, М.Е. Соболева, интерпретируют его в том смысле, что именно чувственность гарантирует реальность внешнего мира, «включая нас самих» (Соболева 2021, 22).

4

В данной статье речь пойдет в основном о чувственном опыте в теории познания Канта. Заметим, что существуют различные точки зрения на реализм, включая кантовский, но можно, в целом, сказать, что если признается влияние внешнего опыта на познание, то такое учение реалистично. Так, Соболева полагает, что «ключ к реалистической интерпретации Кантовой теории находится … в его знаменитой главе о схематизме, связывающей трансцендентальную эстетику с учением о категориях» (Соболева 2021, 22). В отличие от нее С.Л. Катречко единодушен с Д. Хайдемманом в том, что кантовская трансцендентальная философия выступает одной из форм реализма, представляя собой метафизику возможного опыта как синтез эмпиризма и априоризма (Катречко 2021, 15). Катречко считает, что коперниковский поворот Канта от предметов к представлениям предполагает эмпирический фактор аффицирования нашей чувственности внешними предметами. Тобиас Розефельдт также считает, что когда мы воспринимаем пространственный предмет, его конкретные размеры, например, длина, даются нам эмпирически. Кроме того, эмпирический вектор аффицирования обеспечивают и другие характеристики предмета – цветовые оттенки и т. д. (Розефельдт 2021, 17). Продолжая дискуссию, я предлагаю рассмотреть «Пролегомены» и «Критику чистого разума» аналитическим методом, то есть провести текстуальный анализ труднодоступных для понимания мест кантовской философии, применяя так называемое «аппликативное» чтение (Соболева 2018, 137).

всего просмотров: 328

Оценка читателей: голосов 0

1. Асмус, В.Ф. (1973) Иммануил Кант. М.: «Наука».

2. Васильев, В.В. (1998) Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М. : Наследие.

3. Виндельбанд, В. (2007) История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками в 2 т. Т. 2. От Канта до Ницше. М.: Гиперборея, Кучково поле.

4. Гулыга, А. (2019) Кант. М.: Молодая гвардия.

5. Длугач Т.Б. (2016) Две концепции конструктивизма XVIII века (Кант, Фихте) // Философский журнал. Т. 9. № 1. С. 120–133.

6. Длугач Т.Б. (2019) О некоторых странных предположениях в первой «Критике» Канта // Философский журнал / Philosophy Journal. Т. 12. № 2. С. 48–63.

7. Длугач Т.Б. (2011) Еще раз об априоризме Канта // Философский журнал. № 2 (7). С. 45–58 .

8. Длугач Т.Б. (2016) Загадки трансцендентального идеализма (Марбургская школа кантианства) // Историко-философский ежегодник №1. С. 145–164 .

9. Кант, И.(1994) Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. М, «Чоро».

10. Кант, И.(1994а) Собрание сочинений в 8 т. Т. 4. М.: «Чоро».

11. Катречко, С.Л. (2021) Ведет ли коперниканский переворот Канта к идеализму? // Трансцендентальный поворот в современной философии 6: Трансцендентализм как «изменённый метод мышления [в метафизике]», модусы, перспективы трансцендентальной метафизики. Тезисы международного научного семинара. Abstract of the International Workshop. М., 22–26 апреля 2021 г. М. С. 14.

12. Кузнецов, В.Н. (2003) Немецкая классическая философия. М.: «Высшая школа».

13. Лебедев, С.А., Ильин, В.В. и др. (2005) Философия науки. М.: Академический проект.

14. Лекторский, В.А. (2005) Кант, рациональный конструктиизм и конструктивный реализм // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 11–22.

15. Микешина, Л.А. (2010) Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН.

16. Перов, Ю.В. (2010) Лекции по истории классической немецкой философии. Спб.: «Наука»

17. Разеев, Д.Н. (2010) Телеология Иммануила Канта. Спб.: «Наука».

18. Рикёр, П. (2004) Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы.

19. Розефельдт, Т. (2021) Как быть реалистом относительно идеализма Канта // Трансцендентальный поворот в современной философии – 6: Трансцендентализм как «изменённый метод мышления [в метафизике]», модусы, перспективы трансцендентальной метафизики. Тезисы международного научного семинара. Abstract of the International Workshop. 22–26 апреля 2021 г. М., 2021. С. 22.

20. Соболева, М.Е. (2018) Как читать Канта, или Кант в контексте современных эпистемологических дискуссий в западном аналитическом кантоведении // Вопросы философии. 2018. № 3. С. 129–140.

21. Соболева, М.Е. (2021) «Эмпирический реализм» Канта // Трансцендентальный поворот в современной философии – 6: Трансцендентализм как «изменённый метод мышления [в метафизике]», модусы, перспективы трансцендентальной метафизики. Тезисы международного научного семинара. Abstract of the International Workshop. 22–26 апреля 2021 г. М., С. 22.

22. Фишер, К. (1906) История новой философии. Т. V. Иммануил Кант и его учение. Ч. II. Спб.: Издание товарищества «Знание».

23. Хайдемман Д. Кантовское открытие реализма // Трансцендентальный поворот в современной философии – 6: Трансцендентализм как «изменённый метод мышления [в метафизике]», модусы, перспективы трансцендентальной метафизики. Тезисы международного научного семинара. Abstract of the International Workshop. 22–26 апреля 2021 г. М. С. 24.

24. Хоган Д. Абсолютное пространство и априори // Трансцендентальный поворот в современной философии – 6: Трансцендентализм как «изменённый метод мышления [в метафизике]», модусы, перспективы трансцендентальной метафизики. Тезисы международного научного семинара. Abstract of the International Workshop. 22–26 апреля 2021 г. М., 2021. С. 24–25.[Электронный ресурс].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх