Концептуализм и нон-концептуализм у Канта: обзор недавних дискуссий

 
Название публикации (др.)Conceptualism and Nonconceptualism in Kant: A Survey of the Recent Debate
Код статьиS271326680016969-5-1
DOI10.18254/S271326680016969-5
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Витватерсрандский университет
Адрес: Южно-Африканская Республика
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

В данной статье Л. Эллайс анализирует современные дискусси о кантовском нон-концептуализме. Проанализировав различные подходы к интерпретации кантовской философии, Эллайс продемонстрировала, что аргументы в пользу того, что Кант был концептуалистом не достигают своей цели и что есть способы понимать кантовскую философию как вид нон-концептуализма.

Ключевые словаКант, нон-концептуализм, концептуализм
Получено17.11.2021
Дата публикации16.11.2021
Кол-во символов61244
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

1. Введение

2

Среди интерпретаторов кантовской философии до сих пор продолжается оживленная дискуссия о том, насколько кантовская позиция в первой “Критике” и в других критических работах включает в себя что-то схожее с современным понятием неконцептуального ментального содержания. Задача данной работы – предоставить обзор главных ходов в этой дискуссии. Я не претендую на исчерпывающее представление этой проблемы или на упоминание каждой статьи, посвященной ей. Скорее я опираюсь на статьи, которые представляют, по моему мнению, ключевые аргументативные возможности. Следует наперед заметить, что я далека от позиции нейтральной наблюдательницы. В нескольких своих текстах я приписываю Канту некоторый вид нон-концептуализма1 и здесь я также прихожу к выводу, что Кант придерживается некоторого вида нон-концептуализма, и что нон-концептуалистская интерпретация созерцания должна быть нашей исходной точкой при обращении к центральным аргументам, таким, как, например, трансцендентальная дедукция категорий (ТД). Однако, концептуалисты выдвигали важные аргументы, которые изменили наш взгляд на некоторые аргументы и тексты и сделали нашу позицию по поводу того, чем именно является кантовский нон-концептуализм, более точной (и, возможно, более сдержанной). Я предлагаю считать, что вопрос о том, является ли Кант концептуалистом в отношении восприятия (в противовес созерцанию), остается неразрешенным в литературе, и что то, что Кант имеет в виду под “восприятием”, требует дальнейшего уточнения. Исследования, которые я проводила для этой работы, в очередной раз напомнили нам о том, что, как мне кажется, является крупнейшим вкладом этой дискуссии: [она провоцирует] активный спор о ключевых терминах кантовской философии, таких как созерцание, ощущение, восприятие, познание и синтез, и их уточнение. Как я показываю, дискуссия о нон-концептуализме обладает критическим значением для понимания ключевого вопроса о роли синтеза в ТД. Несмотря на то, что до сих пор остается несогласие по некоторым вопросам, нам кажется, что и продуктивное согласие по этому поводу уже было в достаточной мере достигнуто.

1. Allais (2009, 2010, 2012, 2015, 2016a, 2016b).
3

Первые вопросы, которые приходят на ум при приближении к этой дискуссии, это, во-первых, вопрос о том, что такое неконцептуальное содержание; и, во-вторых, вопрос о том, говорил ли Кант эксплицитно что-то по этому поводу. Чтобы качественно ответить на первый вопрос, нужно представить обстоятельный аргумент. Поэтому я сначала дам грубый ответ на него и, затем, во второй секции проанализирую основные текстуальные свидетельства, к которым прибегают обе стороны дискуссии. Это также поможет прояснить, в каком отношении современная терминология ложится на кантовскую (и в каком она этого не делает). В последней части рассматриваются философские основания различных позиций в этой дискуссии.

всего просмотров: 361

Оценка читателей: голосов 0

1. Allais, Lucy. 2009. Kant, Non-Conceptual Content and the Representation of Space. Journal of the History of Philosophy 47(3): 383–413.

2. Allais, Lucy. 2010. Kant’s Argument for Transcendental Idealism in the Transcendental Aesthetic. Proceedings of the Aristotelian Society 110(1, Part 1): 47–75.

3. Allais, Lucy. 2012. Perceiving Distinct Particulars. In Kantian Metaphysics Today: New Essays on Time and Space, eds. R. Baiasu et al., 41–66. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan.

4. Allais, Lucy. 2015. Manifest Reality: Kant’s Idealism and His Realism. Oxford: Oxford University Press.

5. Allais, Lucy. 2016a. Synthesis and Binding. In Kant and the Philosophy of Mind, eds. A. Gomes and A. Stephenson. Oxford: Oxford University Press.

6. Allais, Lucy. 2016b. Transcendental Idealism and the Transcendental Aesthetic: Reading the Critique of Pure Reason Forwards. In Kant’s Critique of Pure Reason: A Critical Guide, ed. J. O’Shea. Cambridge: Cambridge University Press.

7. Bauer, N. 2012. A Peculiar Intuition: Kant’s Conceptualist Account of Perception. Inquiry 55(3): 215–237.

8. Bowman, B. 2011. A Conceptualist Reply to Hanna’s Kantian Non-Conceptualism. International Journal of Philosophical Studies 19(3): 417–446.

9. Connolly, K. 2014. Which Kantian Conceptualism (or Non-conceptualism)? Southern Journal of Philosophy 52(3): 316–337.

10. Ginsborg, H 2008. Was Kant a Nonconceptualist? Philosophical Studies 137(1): 65–77 [also published in D. Heidemann (2013), pp. 208–18.].

11. Golob, S. 2014. Kant on Intentionality, Magnitude, and the Unity of Perception. European Journal of Philosophy 22(4): 505–528.

12. Gomes, A. 2014. Kant on Perception: Naive Realism, Non-Conceptualism, and the B-Deduction. Philosophical Quarterly 64(2014): 1–19.

13. Griffith, A. 2012. Perception and the Categories: A Conceptualist Reading of Kant’s Critique of Pure Reason. European Journal of Philosophy 20(2): 193–222.

14. Grüne, S. 2011. Is There a Gap in Kant’s B Deduction? International Journal of Philosophical Studies 19(3): 465–490.

15. Hanna, R. 2005. Kant and Nonconceptual Content. European Journal of Philosophy 13(2): 247–290.

16. Hanna, R. 2011b. Kant’s Non-Conceptualism, Rogue Objects, and the Gap in the B Deduction. International Journal of Philosophical Studies 19(3): 399–415.

17. CrossRefGoogle Scholar

18. Land, T. 2011. Kantian Conceptualism. In Rethinking Epistemology, eds. G. Abel et al., 197–239. Berlin: de Gruyter.

19. Land, T 2015a. Nonconceptualist Readings of Kant and the Transcendental Deduction. Kantian Review 20(1): 25–51.

20. Matherne, S. 2015. Images and Kant’s Theory of Perception. Ergo 2: 737–777.

21. McDowell, J. 1994. Mind and World. Cambridge, MA: Harvard University Press.

22. McDowell, J. 1998. Having the World in View: Sellars, Kant and Intentionality. [The Woodbridge Lectures]. Journal of Philosophy 95(9): 431–491.

23. McLear, C. 2011. Kant on Animal Consciousness. Philosophers’ Imprint 11(15): 1–16.

24. McLear, C. 2013. Essays on Kant on Perception and Cognition, unpublished Ph.D. dissertation, Cornell University.

25. McLear, C. 2014b. The Kantian (Non)-Conceptualism Debate. Philosophy Compass 9(11): 769–790.

26. McLear, C. 2015. Two Kinds of Unity in the Critique of Pure Reason. Journal of the History of Philosophy 53(1): 79–110.

27. McLear, C. 2016a. Kant on Perceptual Content. Mind.

28. Onof, C., and D. Schulting. 2015. Space as Form of Intuition and as Formal Intuition: On the Note to B160 in Kant’s Critique of Pure Reason. Philosophical Review 124(1): 1–58.

29. Pendlebury, M. 1995. Making Sense of Kant’s Schematism. Philosophy and Phenomenological Research 55(4): 777–797.

30. Pippin, R 1993. Hegel’s Original Insight. International Philosophical Quarterly 33(3): 285–295.

31. Schulting, D. 2015b. Probleme des “kantianischen” Nonkonzeptualismus im Hinblick auf die B-Deduktion. Kant-Studien 106(4): 561–580.

32. Stephenson, A. 2015b. Kant on the Object-Dependence of Intuition and Hallucination. Philosophical Quarterly 65(260): 486–508.

33. Tolley, C. 2016b. Kant on the Distinction between Perception and Experience.

34. Watkins, E. 2008. Kant and the Myth of the Given. Inquiry 51(5): 512–531.

35. Williams, J. 2012. How Conceptually-Guided are Kantian Intuitions? History of Philosophy Quarterly 29(1): 57–78.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх