Человеческие жертвоприношения в традициях андской цивилизации

 
Код статьиS0044748X0008708-7-1
DOI10.31857/S0044748X0008708-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МИРЭА — Российский технологический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы62-74
Аннотация

Статья посвящена анализу человеческих жертвоприношений в культурах андской цивилизации (преимущественно на материале Уари, Чимора и государства инков). Автор предлагает свой вариант типологии жертвоприношений (регулярные и экстраординарные), анализирует данные письменных, археологических и иконографических источников и приходит к следующим выводам. Во-первых, текущее состояние источников позволяет заключить, что массовые жертвоприношения имели место, но совершались, скорее всего, только по исключительным поводам. Во-вторых, археологические находки последних лет показывают, что практики человеческих жертвоприношений в различных культурах отличались большим единообразием, чем считалось раньше. Речь идет, прежде всего, о практике принесения в жертву детей, которая ранее была широко известна преимущественно на материале культуры инков, а соответствующие находки по более ранним культурам были единичными. В свою очередь новейшие археологические данные показывают, что такая практика была распространена и в прибрежных культурах. Это позволяет сделать вывод о существовании более тесного мировоззренческого пространства, которое объединяло как прибрежные, так и горные культуры древнего Перу.

Ключевые словаандская цивилизация, человеческие жертвоприношения, религия, инки, Уари, Чимор
Получено02.04.2020
Дата публикации03.04.2020
Кол-во символов31666
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Практика человеческих жертвоприношений, существовавшая в рамках традиций различных культур Нового Света, привлекает пристальное внимание со времен первого знакомства с ними европейцев. Вследствие культурного шока проблема обросла многочисленными предрассудками. Вместе с тем взвешенное изучение этой практики необходимо, поскольку человеческие жертвоприношения были важным аспектом религиозных воззрений и социальных практик носителей древних культур Нового Света в целом и андской цивилизации в частности. Существует немало подходов к изучению этих ритуалов [1, с. 55—65]; мы же сконцентрируемся на рассмотрении преимущественно религиозных аспектов проблемы.

2

В рамках цивилизации в разное время существовало большое количество культур, в каждой из которых были определенные нюансы и в практике жертвоприношений. Рассмотреть все культуры в одной статье невозможно, поэтому ограничимся анализом более поздних, лучше представленных в источниках. Прежде всего, это — культура и государство инков (XIII—XVI вв.), кроме того — более ранние культуры Уари (VI—XIII вв.), центр которого располагался в горных массивах Анд, а также прибрежное государство Чимор (XII—XV вв.), впоследствии завоеванное инками. Материал по другим культурам будет привлекаться более фрагментарно.

3

Отметим, что при рассмотрении данной темы следует использовать как археологический материал, так и письменные и иконографические источники. Андская археология развивается весьма динамично, и за последние годы было совершено сразу несколько крупных открытий, имеющих непосредственное отношение к жертвоприношениям*. Письменные же источники, представленные в основном хрониками и сообщениями колониальной эпохи, помогают интерпретировать археологический материал, поскольку именно в этих источниках содержатся сведения о том, по каким случаям совершались жертвоприношения и какими ритуалами они сопровождались. Историография проблемы весьма обширна, но при этом фрагментарна: почти все работы посвящены жертвоприношениям и смежным сюжетам по отдельным культурам или регионам. В качестве примера можно привести ряд важных исследований по государству инков [2], Уари [3]; [4]; [5], а также Чимор [6]; [7]; [8]. В то же время обобщающих работ фактически нет, что и стало одной из главных причин написания данной статьи.

* Речь идет о нескольких крупных находках на северном побережье Перу. Это — погребение знати государства Уари в Кастильо де Уармей, обнаруженное в 2013 г. (погребальный обряд сопровождался человеческими жертвоприношениями) ; массовое захоронение детей и лам в городище Хуанчакито Лас Йамас, открытое в 2018 г., и найденное совсем недавно (в августе 2019 г.) еще более массовое захоронение в Уанчако, где находились останки 227 детей, принесенных в жертву. Два последних захоронения относятся к культуре Чиму, или государству Чимор.
4

В первую очередь необходимо провести типологизацию жертвоприношений в традициях андской цивилизации. Здесь могут применяться разные подходы, которые ранее уже использовались исследователями [2, с. 39]. Но наиболее логичным и вместе с тем фундаментальным представляется подход, при котором выделяются два основных типа жертвоприношений — регулярные и экстраординарные. К первому типу относятся те, которые приурочены к строго определенным или ожидаемым событиям: календарные праздники, похороны, коронация правителя и пр. Во вторую группу можно включить жертвоприношения, совершавшиеся по случаю экстренных событий, во «внеурочное» время, например, из-за угрозы возникновения войны и природных катаклизмов. Различия между двумя типами заключаются не только в поводе совершения обряда, но и в количестве принесенных в жертву. Этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже, однако сразу можно отметить, что есть основания считать жертвоприношения второго типа более массовыми по количеству принесенных в жертву.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 329

Оценка читателей: голосов 0

1. Fogelin L. The Archaeology of Religious Ritual. Annual Review of Anthropology. Palo Alto, 2007, Vol. 36, pp. 55—71.

2. Besom T. Inka Human Sacrifice and Mountain Worship. Strategies for Empire Unification. Albuquerque University of New Mexico Press, 2013, p. 309.

3. Giersz M., Pardo C. (ed.) Castillo de Huarmey. El mausoleo imperial Wari. Lima: MALI, 2014, 348 p.

4. Tung A.T. Violence, Ritual, and the Wari Empire. Bioarchaeological Interpretations of the Human Past: Local, Regional, and Global Perspectives. Gainesville: University press of Florida, 2012, 244 p.

5. Tiffiny A.T. and Kelly J. Knudson. Childhood Lost. Abductions, Sacrifice and Trophy Heads of Children in the Wari Empire of the Ancient Andes. Latin American Antiquity. Cambridge, 2010, Vol. 21, No. 1, pp. 44—66.

6. Topic J.R. and Michael Edward Moseley. Chan Chan: a Case Study of Urban Change in Peru. Ñawpa Pacha: Journal of Andean Archaeology, 1983, No 21, pp. 153—182.

7. Toyne M. J. The Body Sacrificed: a Bioarchaeological Analysis of Ritual Violence in Ancient Túcume, Peru. Journal of Religion and Violence. Charlottesville, 2015, Vol. 3, No. 1, pp. 137—172.

8. Prieto G., Goeppert N., Valladares K., Vilela J. Sacrificios de niños, adolescentes y camélidos jóvenes durante el Intermedio Tardío en la periferia de Chan Chan, valle de Moche, costa norte del Perú. Arqueología y Sociedad. Lima, 2014, No. 27, рр. 255—296.

9. Murúa M. de. Historia general del Perú. Madrid, Dastin, 2001, 571 p.

10. Пома де Айяла, Ф.Г. Первая новая хроника и доброе правление. М., Памятники исторической мысли, 2011, 290 с.

11. Cieza de León P. de. Crónica del Perú. El señorío de los incas. Caracas, Biblioteca Ayacucho, 2005, 497 p.

12. Acosta J. de. Historia natural y moral de las Indias. Madrid, Ramón Anglés, 1894, 392 p.

13. Ondegardo P. de. Informaciones acerca de la religión y gobierno de los incas. Lima, Imprenta y librería Sanmarti y Ca, 1916, 208 p.

14. Alvarado Vadillo D. H. Una comprensión andina del cuerpo. Lima, Multigrafik Ediciones, 2019, 375 p.

15. Новосёлова Е.В. Погребения правителей в государствах доколумбовой Америки. Латинская Америка. М., 2016, № 4, сс. 90—100.

16. Cobo B. Historia del Nuevo Mundo. T III. Sevilla, Imprenta de E. Rasco, 1892, 350 p.

17. Afik B. Sacrificio humano y reciprocidad una ideología de cohesión imperial incaica // Revista Andina. Cusco, 2015, №53, рр. 201—222.

18. Amat Olazával M.H. Ideología y religión de los incas. Lima, Fondo Editorial Universidad Nacional Mayor de San Marcos, 2016, 332 p.

19. Редькова И. С. Град небесный и город земной в западноевропейской экзегетике первой половины XII в. Электронный научно-образовательный журнал «История», 2016, T. 7, Выпуск 6 (50) [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840001568-3-1/ (дата обращения: 07.10.2019). DOI: 10.18254/S0001568-3-1.

20. Moctezuma E.M. Muerte a filo de obsidiana. Los naguas frente a la muerte. México, Fondo de cultura económica, 2018, 158 p.

21. Chives Balderas X. La muerte en los rituales mexicas. Templo Mayor. Revolución y estabilidad. México, Museo del Templo Mayor, 2017, pp. 185—195.

22. Silverman H., Isbell W.H. (ed.) Handbook of South American archaeology. New York, Springer, 2008, 1191 p.

23. Verano J. W. Paleopathological Analysis of Sacrificial Victims at the Pyramid of the Moon, Moche River Valley, Northern Peru. Revista de Antropología Chilena. Santiago, 2000, Vol. 32, No.1, pp. 61—70.

24. Molina C. de. Relación de las fábulas y ritos de los incas. Madrid, Vervuert, Iberoamericana, 2010, 328 p.

25. Santa Cruz Pachacuti Yamqui J. de. Relación de antigüedades deste Reyno del Pirú. Madrid, Frankfurt, Vervuert, Iberoamerica, 2007, 200 p.

26. Prieto G., Verano J.W., Goepfert N., Kennett D., Quiter J., LeBlanc S., Fehren-Schmitz L., Forst J., Lund M., Dement B., Dufour E. Tombret O., Calmon M., Gadison D., Tschinkel K. A Mass Sacrifice of Children and Camelids at the Huanchaquito-Las Llamas Site, Moche Valley, Peru. PLoS ONE. San Francisco and Cambridge, 2019, № 14(3), pp. 1—29.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх