Phenomenological Metaphysics by Laszlo Tengelyi in the Context of Modern Ontologies

 
PIIS271326680012842-6-1
DOI10.18254/S271326680012842-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Russian Christian Academy of Humanities
Address: St.Petersburg, Russia
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
Edition
Abstract

The German-Hungarian phenomenologist became one of the few philosophers at the beginning of the 21st century who analyzed the foundations of transcendentalism in terms of the continental tradition. As a philosopher working within the framework of the Cartesian attitude, he posed the same questions as other philosophers after Heidegger - is it possible an alternative to ontotheology, is metaphysics possible after the rejection of metaphysics? But his answer quite accurately reflects both the internal contradictions of phenomenology and the heuristic possibilities of modern non-classical ontology. The purpose of this article is to analyze the idea of L. Tengelyi's metaphysical phenomenology as a methodological project, with an emphasis on the concept of infinity. His work “World and Infinity. Towards the Problem of Phenomenological Metaphysics ”concentrates in itself an analysis of both the prehistory and the prospects of the phenomenological method at the beginning of the 21st century regarding post-metaphysical thinking.

Keywordsphenomenology, metaphysics, infinity, ontology, L. Tengelyi.
Received30.12.2020
Publication date02.01.2021
Number of characters19264
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Проект метафизической феноменологии и проблема бесконечности Когда Э. Гуссерль создавал феноменологический проект, он мыслил основания математики в контексте вопроса о пределах научного познания, подобно И. Канту, не подвергавшему сомнению научный статус философии. Полемика об основаниях математики XIX века была довольно обширна. – Неудивительно, что Л. Тенгели вновь к ней возвращается, как бы восполняя хайдеггеровское обесценивание науки в дальнейшем развитии феноменологии. Критика основ прослеживается и во французской феноменологической школе, органично воспринявшей картезианство и схоластические мыслительные эксперименты. Таким образом, лозунг Гуссерля «Назад к самим вещам!», то есть призыв к познанию истоков, естественным образом содержит в себе обращение к первоначалам формализации и символизации, к философии арифметики.
2 Развитие этого призыва возможно было в ХХ веке разными способами, которые учитывались Л. Тенгели в работе над феноменологической метафизикой. Его рассмотрение начинается с функции хайдеггеровской антиметафизической установки и его критики онтотеологии. Следует отметить, что Тенгели, как и другие современные феноменологи, следует тому же пути, что и основатель феноменологии: довольно много внимания он уделяет анализу опыта как философской категории у И. Канта и Э. Гуссерля1. Такой интерес несомненен при анализе оснований трансцендентализма, кроме того, все экзистенциалистские и лингвоцентристские направления, которые стали результатом феноменологического проекта, также наследуют само сомнение в правильности принципов эмпиризма. – Вопрос об опыте как мыслительном и эмпирическом эксперименте может определить сам характер науки. В этом контексте проблема бесконечности, как и в новоевропейской метафизике, очерчивает границы внутренних и внешних форм познания. 1. Ср. Tengelyi L. Experience and infinity in Kant and Husserl. // Tijdschrift Voor Filosofie 67 (3). 2005.
3 Предыстория феноменологического анализа актуальной бесконечности достаточно значима для понимания идей Л. Тенгели. Бесконечность как математическая категория была предметом спора со времен Зенона и Аристотеля, так же, как и философский вопрос о пределах познания. – Изначально вечность мыслилась в теологических представлениях античного язычества, за которые не выходила даже аристотелевская физика. В XIX веке этими вопросами задаются многие ученые, работающие в том или ином аспекте проблем оснований математики, в том числе и Э. Гуссерль. Теоретическая проблема заключалась в недостаточности формализованного, в том числе математического языка описания, что во времена Н. Кузанского привело бы к богословским доказательствам, во времена Ньютона – к полемике о бесконечно малых. Но в XIX веке язык богословия окончательно перестал быть источником научных категорий, хотя, вероятно, и сохранил за собой функцию духовных «щипцов» для научной майевтики. Основания математики пересматривались с позиций зарождающегося позитивизма и его оппонентов, прежде всего, феноменологии. Теория трансфинитных чисел формировалась, таким образом, в контексте кризиса гуманитарных наук и поиска новых экспериментальных методов, которые в XX веке окончательно отделили духовно-философские знания, направленные на историю идей, от индустрии эмпирической науки.

views: 771

Readers community rating: votes 0

1. Kantor G. Obobschenie odnoj teoremy iz teorii trigonometricheskikh ryadov.// Trudy po teorii mnozhestv. — M.: Nauka, 1985.

2. Kantor G. O beskonechnykh linejnykh tochechnykh mnogoobraziyakh. // Trudy po teorii mnozhestv. — M.: Nauka, 1985.

3. Kantor' G. Osnovy obschago ucheniya o mnogoobraziyakh'. S-Peterburg', 1914.

4. Medvedev F.A. Razvitie teorii mnozhestv v XIX veke. - M.: Nauka,1965.

5. Tengelyi L. Experience and infinity in Kant and Husserl. // Tijdschrift Voor Filosofie 67 (3). 2005.

6. Tengelyi L. Erfahrung und Ausdruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Springer, Dordrecht 2007.

7. Tengelyi L. Welt und Unendlichkeit: Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Karl Alber, Freiburg, 2014.

8. Tengelyi L. (Hrsg.) The wild region in life-history / Northwestern Univ. Press. 2004.

Система Orphus

Loading...
Up