Die Welt und ihr Unendliches. László Tengelyi über das Problem phänomenologischer Metaphysik. Transl. from German Elfir Sagetdinov

 
PIIS271326680012763-9-1
DOI10.18254/S271326680012763-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of German philosophy
Affiliation: Alpine University of Grenoble
Address: France
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

László Tengelyi has published in his last book "World and Infinity. On the problem of phenomenological metaphysics"  a perspective is presented which is characterized by two main traits. On the one hand, he advocates the thesis that phenomenology enables a new type of metaphysics that does not connect with any ontotheology. He thus approaches a diagnosis of time formulated in the field of the more recent French metaphysical history, for example when Courtine speaks of the end of the "end of metaphysics. On the other hand, Tengelyi explicitly assigns his approach to what he calls a "Wuppertal tradition": the tradition founded by Klaus Held, in which phenomenology as such is understood as a phenomenology of the world. However, Tengelyi deviates from a "hero’s principle": while Held prioritizes a phenomenology of the finiteness of the world inspired by Heidegger, Tengelyi is concerned with the rehabilitation of Husserl’s idea of infinity. In Tengelyi’s work, these two main traits combine to form a phenomenology of the world and its infinite, which sees itself as a renewal of metaphysics with originally phenomenological means. Tengelyi finds the sources of her elaboration primarily in Husserl and Heidegger, in addition in the French phenomenology, with Sartre and Levinas, but also with Richir and Marion, and beyond the phenomenological tradition, he relies on Aristotle and Duns Scotus as well as on Kant, Schelling and Rickert.

Keywordsworld, infinity, totality, phenomenological metaphysics, ontotheology, diacritical difference, heterological thinking, pair of concepts
Received27.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters31805
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Ласло Тенгели в своей последней книге Мир и бесконечность. К проблеме феноменологической метафизики  предложил некую перспективу,    в которой определяющими являются две главные черты.  Во-первых,  он выдвигает  тезис о том,  что  феноменология  делает возможным некий новый тип метафизики,  который не связан ни с какой онтотеологией.   Тем самым он приближается  к тому диагнозу времени,  который был  поставлен  в рамках современной  французской истории метафизики,  когда, например,    Жан-Франсуа Куртен  говорит о нашем времени как о «конце ‘конца метафизики’» (Courtine [Куртен] 2005, С. 13). Во-вторых, в  своем подходе Ласло Тенгели отчетливо придерживается  того,  что он называет  «вуппертальской традицией»,  а именно традиции,  основанной Клаусом Хельдом,  согласно которой  феноменология как таковая «понимается как феноменология мира» (WU [Welt und Unendlichkeit – Мир  и бесконечность],  С. 18). При этом Тенгели все же несколько отклоняется от   «базового положения» Хельда: в то время как Хельд отдает приоритет  хайдеггеровской феноменологии  конечности мира,   у Тенгели речь идет о реабилитации  «Гуссерлевых идей бесконечности» (WU,  С. 19).  И та и другая черта связываются у Тенгели с идеей феноменологии мира и его бесконечного и понимаются как  обновление метафизики  собственно феноменологическими средствами.  Источники для своих разработок Тенгели находит  в первую очередь у   Гуссерля и Хайдеггера,  а кроме того и во французской феноменологии,  у Сартра и Левинаса,  а также и у Ришира и Мариона,  а за рамками феноменологической традиции он опирается,  с одной стороны,  на Аристотеля и Дунса Скота  и, с другой стороны,   на Канта,  Шеллинга и Риккерта.  
2 1.   Проблема метафизики во французской истории философии  
3 На фоне большого количества разнообразных  движений,  ставящих сегодня  целью возрождение метафизики,  Тенгели  однозначно помещает себя в контекст  дискуссий современных представителей французской истории метафизики,   о которой идет речь в первой части его книги.  Ее путеводная нить  по прошествии нескольких десятилетий определена базовым концептом Хайдеггера:  метафизика как таковая есть онтотеология, а поскольку онтотеология  представляет собой фигуру падения мышления, то метафизика как таковая оказывается философским тупиком. Этот тезис лег в основу разрабатываемой  Жан-Люк Марионом,   Жан-Франсуа Куртеном  и Реми Брагом  исследовательской программы,   в рамках которой этот генеральный тезис должен был быть перепроверен  при помощи конкретных историко-метафизических исследований.   Общим результатом явилось следующее:  во-первых,   хайдеггеровский тезис применительно к разным авторам истории метафизики  приобрел разное значение,  и,  во-вторых,   этот тезис нельзя отнести ко всем формам метафизики.  Идея множества «основных типов метафизики»,  которые по своей природе являются лишь частично онтотеологическими ,  имеет для Тенгели особенное значение.  Тенгели разбирает главные концепты разработанной  в этой французской  исследовательской программе типологии метафизики, а именно,   кафолически-протологическую  [всеобщую протологическую] структуру  метафизики у Аристотеля (которая отличается,  что следует подчеркнуть,    от «особого генологического пути» Плотина),  кафолически-тинологическую структуру у Дунса Скота и Суареса и эпистемологическую протологию у Декарта. Среди этих  трех основных типов онтотеологическим является прежде всего концепт Скота, в то время как  Аристотель менее всего вписывается в эту хайдеггеровскую интерпретационную схему;  четвертый основный тип метафизики – феноменологический – вообще не имеет ничего общего с онтотеологией. Однако его еще предстоит разработать.  

views: 735

Readers community rating: votes 0

1. Tengelyi, László (2014): Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg/München: Verlag Karl Alber. [= WU]

2. Tengelyi, László (2015) „Philosophie als Weltoffenheit“, in: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 63/5, 958–976. [= PW]

3. Courtine, Jean-François, Inventio analogiae. Métaphysique et ontothéologie. Paris, Vrin 2005.

Система Orphus

Loading...
Up