Ласло Тенгели: мир и его бесконечное (пер. Э.Н. Сагетдинов)

 
Код статьиS271326680012763-9-1
DOI10.18254/S271326680012763-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор немецкой философии
Аффилиация: Альпийский университет Греноболя
Адрес: Франция
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

Ласло Тенгели представил в своей последней книге "Мир и бесконечность. К проблеме феноменологической метафизики" перспективу, которую можно охарактеризовать двумя главными чертами. Во-первых, он выдвигает тезис, что феноменология делает возможным новый тип метафизики, который не связан с онтотеологией. При этом он движется в русле диагноза времени, который формулируется в поле французской  истории метафизики.  Во-вторых, Тенгели проясняет свой подход к тому, что он называет «вуппертальской традицией»: традицией, основанной Клаусом Хельдом, в которой феноменология понимается как «феноменология мира». Тенгели, однако, отклоняется от «основного положения» Хельда. В то время как Хельд отдает предпочтение феноменологии конечности, инспирированной Хайдеггером, у Тенгели идет речь о реабилитации гуссерлевской идеи бесконечности.  Эти аспекта соединяются у Тенгели в феноменологии мира и его бесконечности. Эта феноменология понимается как обновление метафизики с помощью специфических феноменологических средств. Тенгели в своих разработках опирается, в первую очередь, на работы Гуссерля и Хайдеггера, а также представителей французской феноменологии, от Сартра и Левинаса до Ришира и Мариона. Но при этом для Тенгели не перестает быть продуктивной философская традиция – от Аристотеля и Дунса Скота до Канта,  Шеллинга и Риккерта.

Ключевые словамир, бесконечность, тотальность, феноменологическая метафизика, онтотеология, диакритическое различение, гетерологическое мышление, пары понятий
Получено27.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов31805
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Ласло Тенгели в своей последней книге Мир и бесконечность. К проблеме феноменологической метафизики  предложил некую перспективу,    в которой определяющими являются две главные черты.  Во-первых,  он выдвигает  тезис о том,  что  феноменология  делает возможным некий новый тип метафизики,  который не связан ни с какой онтотеологией.   Тем самым он приближается  к тому диагнозу времени,  который был  поставлен  в рамках современной  французской истории метафизики,  когда, например,    Жан-Франсуа Куртен  говорит о нашем времени как о «конце ‘конца метафизики’» (Courtine [Куртен] 2005, С. 13). Во-вторых, в  своем подходе Ласло Тенгели отчетливо придерживается  того,  что он называет  «вуппертальской традицией»,  а именно традиции,  основанной Клаусом Хельдом,  согласно которой  феноменология как таковая «понимается как феноменология мира» (WU [Welt und Unendlichkeit – Мир  и бесконечность],  С. 18). При этом Тенгели все же несколько отклоняется от   «базового положения» Хельда: в то время как Хельд отдает приоритет  хайдеггеровской феноменологии  конечности мира,   у Тенгели речь идет о реабилитации  «Гуссерлевых идей бесконечности» (WU,  С. 19).  И та и другая черта связываются у Тенгели с идеей феноменологии мира и его бесконечного и понимаются как  обновление метафизики  собственно феноменологическими средствами.  Источники для своих разработок Тенгели находит  в первую очередь у   Гуссерля и Хайдеггера,  а кроме того и во французской феноменологии,  у Сартра и Левинаса,  а также и у Ришира и Мариона,  а за рамками феноменологической традиции он опирается,  с одной стороны,  на Аристотеля и Дунса Скота  и, с другой стороны,   на Канта,  Шеллинга и Риккерта.  
2 1.   Проблема метафизики во французской истории философии  
3 На фоне большого количества разнообразных  движений,  ставящих сегодня  целью возрождение метафизики,  Тенгели  однозначно помещает себя в контекст  дискуссий современных представителей французской истории метафизики,   о которой идет речь в первой части его книги.  Ее путеводная нить  по прошествии нескольких десятилетий определена базовым концептом Хайдеггера:  метафизика как таковая есть онтотеология, а поскольку онтотеология  представляет собой фигуру падения мышления, то метафизика как таковая оказывается философским тупиком. Этот тезис лег в основу разрабатываемой  Жан-Люк Марионом,   Жан-Франсуа Куртеном  и Реми Брагом  исследовательской программы,   в рамках которой этот генеральный тезис должен был быть перепроверен  при помощи конкретных историко-метафизических исследований.   Общим результатом явилось следующее:  во-первых,   хайдеггеровский тезис применительно к разным авторам истории метафизики  приобрел разное значение,  и,  во-вторых,   этот тезис нельзя отнести ко всем формам метафизики.  Идея множества «основных типов метафизики»,  которые по своей природе являются лишь частично онтотеологическими ,  имеет для Тенгели особенное значение.  Тенгели разбирает главные концепты разработанной  в этой французской  исследовательской программе типологии метафизики, а именно,   кафолически-протологическую  [всеобщую протологическую] структуру  метафизики у Аристотеля (которая отличается,  что следует подчеркнуть,    от «особого генологического пути» Плотина),  кафолически-тинологическую структуру у Дунса Скота и Суареса и эпистемологическую протологию у Декарта. Среди этих  трех основных типов онтотеологическим является прежде всего концепт Скота, в то время как  Аристотель менее всего вписывается в эту хайдеггеровскую интерпретационную схему;  четвертый основный тип метафизики – феноменологический – вообще не имеет ничего общего с онтотеологией. Однако его еще предстоит разработать.  

всего просмотров: 742

Оценка читателей: голосов 0

1. Tengelyi, László (2014): Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg/München: Verlag Karl Alber. [= WU]

2. Tengelyi, László (2015) „Philosophie als Weltoffenheit“, in: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 63/5, 958–976. [= PW]

3. Courtine, Jean-François, Inventio analogiae. Métaphysique et ontothéologie. Paris, Vrin 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх