Tengelyi’s weißer Fleck. Transl. from German Elfir Sagetdinov

 
PIIS271326680012761-7-1
DOI10.18254/S271326680012761-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Gete-university
Address: Frankfurt-on-Maine, Germany
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

Tengelyi, so the author‘s research approach, mainly refers to traditional patterns, when he tries to say what the structure of the world might be. She considers Welt und Unendlichkeit (World and Infinity) a history of philosophy, revealing the sources of Tengelyi‘s inspirations. The author puts a focus on the „diakritische Differenz“(diacritical difference) and the „heterologisches Prinzip“ (heterological principle) as Tengelyi‘s propositions of a dynamic formation of the world. Even though the philosophical terms in ancient Greek and Latin reveal Tengelyi‘s tendency to unambiguousness. The author contends that Tengelyi does not recognize rhetorical figures as possible schemes of the openess of the world  (Weltoffenheit) and that he therefore misses a vital phenomenological aspect.

Keywordsheterological principle, diacritical difference, rhetorical figures, pair of concepts, experientials, world, infinity
Received29.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters32751
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Тенгели мыслит во времена очевидных переломных событий. Он идет к постижению мира, исходя из того, что мир все больше математизируется, а следовательно, традиционные взгляды на него должны быть подвергнуты сомнению.
2 Гуссерль разомкнул трансцендентальное Я с помощью трансцендентальной редукции. Никто из последующих феноменологов больше не заключал в скобки факт существования мира и ни для кого из них сознание не выступало в качестве смыслообразующей инстанции.
3 «Установление ‘первофактов’» (формулировка Александра Шнелля, восходящая к «партиципиальности» Тенгели) или их перечисление в работе Мир и бесконечность является как бы раскрытием поля первофактов, в котором связи между первофактами – между Я, миром, интерсубъективностью, историчностью и «явлением как явлением» – должны быть заново организованы.
4 В то время как Гуссерль помещает силу синтеза в сознание (в его двойственность, когда оно может быть как трансцендентальным, так и естественным), Тенгели помещает его в первофакт мира, который дает вещам их определенность. Человек узнает на опыте действительное как нечто вторгающееся (Einfall), как нечто внезапное, как полностью неожиданное: действительное действительно без возможности быть возможным.
5 В силу такого поворота я усматриваю некую фигуру, которая, по моему мнению, является базовой фигурой (Prägefigur) Тенгели, сохраняющейся на протяжении всего его творчества. Но явной он делает ее только в своем докладе Философия как открытость мира. Речь идет о «гетерологическом принципе»1 как схватывании мира. Тенгели подчеркивает противопоставленность друг другу истории и естественных наук как двух разных проектов мира и утверждает, что мир должен постигаться в полной мере лишь в напряжении между этими проектами. 1. Проблемное понятие, которое я помещаю в кавычки и которое Тенгели позаимствовал у Риккерта (PW, 966)
6 Природа и история вместе взятые исчерпывают «универсум сущего» (PW: 973). На вопрос, каким же образом человек достигает понимания этого «управления мира» (PW: 970), Тенгели отвечает: дополнительно и независимо от концепции мира, основываясь на «трансцендентальном принципе» (синоним открытости мира), который он относит (zur Seite) к принципу гетерологическому.
7 Влияние актуального времени (Zeitläufte) – ситуация эпохи
8 Книга Тенгели «Мир и бесконечность» вышла в 2014 году2, уже посмертно, а его доклад «Философия как открытость мира», сделанный 11 июля 2014 года, был опубликован в виде статьи в Deutsche Zeitschrift für Philosophie3. 2. Тенгели умер 19 июля 2014 года

3. Ласло Тенгели. Философия как открытость мира [László Tengelyi. Philosophie als Weltoffenheit ]. В: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 2015; 63 (5): 958 – 976. Я благодарна Инге Рёмер за ее доклад, который она сделала на Московском международном трансцендентальном семинаре в апреле 2019 года и в котором она ссылается на это последнее выступление Тенгели.
9 После прочтения весьма плотно написанного4 шестисотстраничного труда Мир и бесконечность, который является также и историко-философским и в котором вступают в диалог между собой не только все философы, но и математики Георг Кантор и Курт Гёдель, у меня возникло впечатление, что Тенгели смог удержать очень живым гуссерлевское «живое настоящее». 4. В истории искусства этот феномен называется Horror vacui («боязнь пустоты», тенденция к избыточному заполнению художественного пространства деталями – Прим. пер.).
10 «Философ, который живет в нашем мире современного человечества, в настоящем нашего народа и ‘вместе’ с ним самим в современной Европе, в этом настоящем имеет свою актуальность действия – действия непосредственно в этом настоящем. Но для него в качестве философа, в качестве мыслителя – есть тотальная совокупность философского сосуществования, вся история философии как философии и философов, исторически призванных быть философами. Философ, работающий как таковой и выполняющий свою жизненную задачу, аффицированный в рамках этой задачи своим окружающим миром и соответственно мотивированный, прежде всего и так или иначе мотивирован своим философски действенным, окружающим миром философов и их мыслей вплоть до самого далекого прошлого. Этот окружающий мир, который восходит до изначального учреждения философии и философской генеративности, и есть для философа живое настоящее»5. 5. Hua VI (Beilage XXIV September 1934): 489; курсив в оригинале. Здесь интересен термин «совокупность» как понятие для схватывания. Совокупность в математическом смысле сопоставлена с единицей. В данной цитате философское настоящее – это к себе и в себя включающее. От совокупности отталкивается и Кантор, позже он говорит о многообразии, которое он заменяет после 1885 года множеством.

views: 723

Readers community rating: votes 0

1. Gondek, Hans-Dieter/Tengelyi, László (2011): Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin:Suhrkamp [zitiert als PhänF].

2. Heidegger, Martin (1985): Gesamtausgabe 12. Unterwegs zur Sprache (1950-1959). Hrsg. F.-W.von Herrmann. Frankfurt a. M: Klostermann.

3. Held, Klaus (2012): Phänomenologie der natürlichen Lebenswelt. Frankfurt a. M.: Lang.

4. Husserl Edmund (2001): Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1927. Hrsg. von Michael Weiler. [zitiert als Hua XXXII].

5. Husserl Edmund (1976): Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Hrsg. von Walter Biemel [zitiert als Hua VI].

6. Janicaud, Dominique (1991): Die theologische Wende der französischen Phänomenologie.

7. Levinas, Emmanuel (1983): Die Spur des Anderen. Untersuchungen zur Phänomenologie und Sozialphilosophie. Freiburg/München: Alber.

8. Merleau-Ponty, Maurice (1994): Das Sichtbare und das Unsichtbare. München: Fink [SuU].

9. Tengelyi, László (2014): Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg/München: Alber [zitiert als WU].

10. Tengelyi, László (2015): Philosophie als Weltoffenheit. In: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 63 (5): 958–976 [zitiert als PW].

Система Orphus

Loading...
Up