Белое пятно в философии Ласло Тенгели (пер. Э.Н. Сагетдинов)

 
Код статьиS271326680012761-7-1
DOI10.18254/S271326680012761-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Гёте-университет
Адрес: Франкуфурт-на-Майне, Германия
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

Автор выдвигает тезис, что Тенгели в своих попытках постичь мир в значительной степени ориентируется на традиционные формы. Мир и бесконечность трактуется автором как история философии, источник, из которого черпает Тенгели. Автор в своем докладе уделяет особое внимание двум попыткам Тенгели постижения мира диакритическому различию и гетерологическому принципу. Уже греко-латинское происхождение этих понятий указывает на волю Тенгели к фиксации. Риторические фигуры как выразительная сила языка у Тенгели молчат, хотя и заимствованы в качестве наследия. Здесь проявляется некая просвещенческая особенность, а именно, игнорирование истинностного потенциала риторических фигур.

Ключевые словагетерологический принцип, диакритическое различие, риторические фигуры, понятийные пары, экспириенциалы, мир, бесконечность
Получено29.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов32751
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Тенгели мыслит во времена очевидных переломных событий. Он идет к постижению мира, исходя из того, что мир все больше математизируется, а следовательно, традиционные взгляды на него должны быть подвергнуты сомнению.
2 Гуссерль разомкнул трансцендентальное Я с помощью трансцендентальной редукции. Никто из последующих феноменологов больше не заключал в скобки факт существования мира и ни для кого из них сознание не выступало в качестве смыслообразующей инстанции.
3 «Установление ‘первофактов’» (формулировка Александра Шнелля, восходящая к «партиципиальности» Тенгели) или их перечисление в работе Мир и бесконечность является как бы раскрытием поля первофактов, в котором связи между первофактами – между Я, миром, интерсубъективностью, историчностью и «явлением как явлением» – должны быть заново организованы.
4 В то время как Гуссерль помещает силу синтеза в сознание (в его двойственность, когда оно может быть как трансцендентальным, так и естественным), Тенгели помещает его в первофакт мира, который дает вещам их определенность. Человек узнает на опыте действительное как нечто вторгающееся (Einfall), как нечто внезапное, как полностью неожиданное: действительное действительно без возможности быть возможным.
5 В силу такого поворота я усматриваю некую фигуру, которая, по моему мнению, является базовой фигурой (Prägefigur) Тенгели, сохраняющейся на протяжении всего его творчества. Но явной он делает ее только в своем докладе Философия как открытость мира. Речь идет о «гетерологическом принципе»1 как схватывании мира. Тенгели подчеркивает противопоставленность друг другу истории и естественных наук как двух разных проектов мира и утверждает, что мир должен постигаться в полной мере лишь в напряжении между этими проектами. 1. Проблемное понятие, которое я помещаю в кавычки и которое Тенгели позаимствовал у Риккерта (PW, 966)
6 Природа и история вместе взятые исчерпывают «универсум сущего» (PW: 973). На вопрос, каким же образом человек достигает понимания этого «управления мира» (PW: 970), Тенгели отвечает: дополнительно и независимо от концепции мира, основываясь на «трансцендентальном принципе» (синоним открытости мира), который он относит (zur Seite) к принципу гетерологическому.
7 Влияние актуального времени (Zeitläufte) – ситуация эпохи
8 Книга Тенгели «Мир и бесконечность» вышла в 2014 году2, уже посмертно, а его доклад «Философия как открытость мира», сделанный 11 июля 2014 года, был опубликован в виде статьи в Deutsche Zeitschrift für Philosophie3. 2. Тенгели умер 19 июля 2014 года

3. Ласло Тенгели. Философия как открытость мира [László Tengelyi. Philosophie als Weltoffenheit ]. В: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 2015; 63 (5): 958 – 976. Я благодарна Инге Рёмер за ее доклад, который она сделала на Московском международном трансцендентальном семинаре в апреле 2019 года и в котором она ссылается на это последнее выступление Тенгели.
9 После прочтения весьма плотно написанного4 шестисотстраничного труда Мир и бесконечность, который является также и историко-философским и в котором вступают в диалог между собой не только все философы, но и математики Георг Кантор и Курт Гёдель, у меня возникло впечатление, что Тенгели смог удержать очень живым гуссерлевское «живое настоящее». 4. В истории искусства этот феномен называется Horror vacui («боязнь пустоты», тенденция к избыточному заполнению художественного пространства деталями – Прим. пер.).
10 «Философ, который живет в нашем мире современного человечества, в настоящем нашего народа и ‘вместе’ с ним самим в современной Европе, в этом настоящем имеет свою актуальность действия – действия непосредственно в этом настоящем. Но для него в качестве философа, в качестве мыслителя – есть тотальная совокупность философского сосуществования, вся история философии как философии и философов, исторически призванных быть философами. Философ, работающий как таковой и выполняющий свою жизненную задачу, аффицированный в рамках этой задачи своим окружающим миром и соответственно мотивированный, прежде всего и так или иначе мотивирован своим философски действенным, окружающим миром философов и их мыслей вплоть до самого далекого прошлого. Этот окружающий мир, который восходит до изначального учреждения философии и философской генеративности, и есть для философа живое настоящее»5. 5. Hua VI (Beilage XXIV September 1934): 489; курсив в оригинале. Здесь интересен термин «совокупность» как понятие для схватывания. Совокупность в математическом смысле сопоставлена с единицей. В данной цитате философское настоящее – это к себе и в себя включающее. От совокупности отталкивается и Кантор, позже он говорит о многообразии, которое он заменяет после 1885 года множеством.

всего просмотров: 708

Оценка читателей: голосов 0

1. Gondek, Hans-Dieter/Tengelyi, László (2011): Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin:Suhrkamp [zitiert als PhänF].

2. Heidegger, Martin (1985): Gesamtausgabe 12. Unterwegs zur Sprache (1950-1959). Hrsg. F.-W.von Herrmann. Frankfurt a. M: Klostermann.

3. Held, Klaus (2012): Phänomenologie der natürlichen Lebenswelt. Frankfurt a. M.: Lang.

4. Husserl Edmund (2001): Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1927. Hrsg. von Michael Weiler. [zitiert als Hua XXXII].

5. Husserl Edmund (1976): Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Hrsg. von Walter Biemel [zitiert als Hua VI].

6. Janicaud, Dominique (1991): Die theologische Wende der französischen Phänomenologie.

7. Levinas, Emmanuel (1983): Die Spur des Anderen. Untersuchungen zur Phänomenologie und Sozialphilosophie. Freiburg/München: Alber.

8. Merleau-Ponty, Maurice (1994): Das Sichtbare und das Unsichtbare. München: Fink [SuU].

9. Tengelyi, László (2014): Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg/München: Alber [zitiert als WU].

10. Tengelyi, László (2015): Philosophie als Weltoffenheit. In: Deutsche Zeitschrift für Philosophie 63 (5): 958–976 [zitiert als PW].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх