Municipal management team in the system of methodological support of schools with low educational results

 
PIIS181570410019920-7-1
DOI10.54884/S181570410019920-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Rector, Associate Professor of the Department of Human Resources Management
Affiliation: Ryazan Institute of Educational Development
Address: Russian Federation, Ryazan
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Management in Education
Affiliation: Ryazan University named after S.A. Yesenin
Address: Russian Federation, Ryazan
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages53-63
Abstract

The article explores the possibilities of interaction between municipal and school management teams in solving topical issues of improving the quality of school education by the example of the implementation of regional and federal projects to overcome low educational results. Based on risk factors, a number of indicators were developed for the first time to monitor the effectiveness of project implementation. The principle of harmonization of management systems, the implementation of measures by the municipal team at all stages of the full management cycle, correlation and mutual complementation of the activities of management teams to improve educational results are defined as conditions for the achievement by the municipal education system of performance indicators enshrined in strategic and conceptual documents. The result of the study is the introduction of changes in the methodology and technology for the implementation of federal and regional projects for the transfer of schools in the Ryazan region to an effective mode of operation, taking into account changes in the implementation of relevant concepts and development programs.

Keywordsschools with low educational results, methodological support, improving the efficiency of management activities
Received29.04.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters27705
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время перед Россией стоит задача вхождения в число стран с лучшим качеством общего образования в мире. Её выполнение в значительной степени зависит от качества процессов управления на всех уровнях. «Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров», формирующая образ взаимодействия управленческих команд, определяет данную систему как «совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров …» [1, с. 58]. Данная концепция инициирует процессы включения муниципальных управленческих команд в масштабную и разноплановую деятельность, в результате которой совершенствуются организационно-педагогические условия, образовательные процессы и достигается стабильный рост качества образовательных результатов в школах.
2 Муниципальная управленческая команда – это организованный коллектив руководителей – специалистов муниципального органа управления образованием и муниципальной методической службы, – объединённый целью повышения качества образовательных результатов, формирования и совершенствования муниципальных образовательных систем и управленческих механизмов, создания условий работы подведомственных организаций, координацию и сопровождение их деятельности по решению федеральных, региональных и муниципальных задач.
3 С позиции синергетического подхода муниципальное и школьное образовательное пространство рассматриваются как открытые самоорганизующиеся социальные системы, в которых качество и интенсивность их взаимодействия определяют уровень их собственного развития. Как утверждают педагоги-ученые Е. Н. Князева и С. П. Курдюмова, «управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же упрямого насилования реальности, опасных действий против собственных тенденций систем и строится на основе знания того, что вообще возможно на данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем» [2, с. 20]. Интерпретируя слова М. А. Фёдоровой о том, что «замкнутость, закрытость ведут к гибели программы» (образовательной) [3, c. 30], С. Д Якушева отмечает, что «замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать её развитию или даже привести к эволюционному тупику» [4, c. 39]. Методологическая ценность её позиции состоит в том, что «системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренним содержанием и логикой развёртывания её внутренних процессов. Эффективное управление системой возможно при осознании тенденций её развития и осуществлении на систему и её элементы резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы» [4, c. 39]. При этом сегодня федеральный уровень управления активно создаёт условия для развития многоуровневой системы посредством выявления и использования тех мероприятий, которые имеют определённую степень резонансного влияния на неё. Так, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ ФИОКО) предложил образовательному сообществу единые подходы к оценке управленческих механизмов повышения качества образовательных результатов. Они были закреплены в «Методических рекомендациях по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия» [10]. Единая структура управленческого цикла, примерные показатели работы органов управления образованием выступают в качестве факторов воздействия на муниципальный и институциональный уровни управления.

views: 284

Readers community rating: votes 0

1. Kontseptsiya sozdaniya edinoj federal'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov (utverzhdena rasporyazheniem Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 6 avgusta 2020 g. № R-76).

2. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Sinergetika kak novoe mirovidenie: dialog s I. Prigozhinym // Voprosy filosofii. 1992. №12. S. 3-20.

3. Fyodorova M. A. Pedagogicheskaya sinergetika kak osnova modelirovaniya i realizatsii deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Stavropol', 2004. 170 s.

4. Yakusheva S. D. Sinergeticheskij podkhod v razvitii professional'no-pedagogicheskogo inzhiniringa organizatsii obschego obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2015. №10. S. 33-44.

5. Pinskaya M. A., Kosaretskij S. G., Frumin I. D. Shkoly, ehffektivno rabotayuschie v slozhnykh sotsial'nykh kontekstakh // Voprosy obrazovaniya. 2011. №4. S. 148-177.

6. Ya – ehffektivnyj direktor: kak razrabotat' i realizovat' programmu uluchsheniya obrazovatel'nykh rezul'tatov uchaschikhsya shkoly: ucheb.-metodich. posobie / [sost. N. V. Bysik i dr.]. M.: Universitetskaya kniga, 2018. 112 s.

7. Kashaev A. A. Osnovnye printsipy formirovaniya sovremennykh sistem upravleniya kachestvom obrazovaniya na regional'nom, munitsipal'nom i shkol'nom urovnyakh // Sovremennoe obrazovanie: nauka i praktika. 2020. №2(15). S. 3-5.

8. Kashaev A. A., Petrenko A. A. Metodicheskaya rabota kak faktor upravleniya kachestvom obrazovaniya: ucheb. posobie. M.: Rusajns, 2021. 150 s.

9. Metodika okazaniya adresnoj metodicheskoj pomoschi obscheobrazovatel'nym organizatsiyam, imeyuschim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchayuschikhsya. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://clck.ru/SW5Mv (data obrascheniya: 06.02.2022).

10. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rajonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyuschikh dannye polnomochiya. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://clck.ru/VCMrz (data obrascheniya: 03.02.2022).

11. Kashaev A. A., Petrenko A. A. Upravlencheskaya model' nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya razvitiya regional'noj sistemy otsenki kachestva obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. 2021. №2(58). S. 58-68. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46303714_45263039.pdf (data obrascheniya: 05.02.2022).

Система Orphus

Loading...
Up