Ласло Тенгели: жизнь и творчество (пер. А. М. Свердликов)

 
Код статьиS271326680012714-5-1
DOI10.18254/S271326680012714-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Бергский университет Вупперталя
Адрес: Германия
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 2-3
Аннотация

Во введении к данному номеру представлен краткий обзор жизненного пути и философии Л. Тенгели. Автор выделяет три основных для его философии вопроса, которыми являются вопрос жизненной истории, вопрос опыта, а также вопрос феноменологической метафизики, и пытается осмыслить их взаимосвязь. Основной тезис автора состоит в том, что Тенгели является характерным представителем современной феноменологии, то есть, что в его философии мы находим все те отличительные черты, которые свойственны феноменологии в 21-ом веке: проблему трансцендентализма, проблему феноменологической метафизики и продуктивное обращение к истории философии. 

Ключевые словаФеноменология, феноменологическая метафизика, трансцендентализм, Тенгели
Получено29.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов8865
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Ласло Тенгели – один из наиболее значимых феноменологов начала XXI века. Его научное становление показательно для того направления, которое приняла феноменология после третьего поколения феноменологов, а именно 1) после поколения «отцов-основателей», 2) после поколения непосредственных учеников и первых французских феноменологов и, наконец, 3) после того поколения, которое самим Тенгели было названо поколением «новых феноменологов во Франции». Чтобы прояснить эту мысль, нам потребуется сначала представить его интеллектуальную биографию.
2 Тенгели родился в 1954 году в Венгрии. Там он учился и там же начинал свою академическую карьеру – вплоть до получения в 1999 году профессуры в Университете имени Лоранда Этвёша (Будапешт). Уже в Будапеште он смог развернуть активную университетскую деятельность и воспитать несколько значимых учеников. Его первые философские исследования – после того, как он, сначала, окончил полный курс латинистики, затем – философии, и, наконец, также полный курс грецистики – носили историко-философский характер. Кант, которому он посвятил обе свои первые опубликованные книги, находился при этом в центре его интересов. В особенности его привлекала кантовская практическая философия. В начале 1990-х годов Тенгели пережил «феноменологический поворот», который привел его к теоретическим вопросам, поставленным Гуссерлем и Хайдеггером. К этому моменту он получает ряд приглашений из-за границы (как в рамках исследовательских стажировок, так и в качестве приглашенного профессора), которые приведут его в Лёвен, Париж и Вупперталь, и благодаря которым он сможет углубить свои феноменологические исследования. В 2001 году он получает приглашение занять должность профессора в Бергском университете Вупперталя в Германии (в качестве преемника Клауса Хельда), в котором он за полтора десятка лет развернул широкую феноменологическую деятельность, продолжавшуюся вплоть до его (неожиданной и ранней) смерти, последовавшей вскоре после его 60-летия.
3 Его собственные философские исследования касались трех различных областей, которым он посвятил оригинальные работы; в них его феноменологические интересы хотя и оказываются выражены по-разному, но, вместе с тем, обнаруживают между собой единство и согласованность. Эти три области охватывают вопрос о «жизненной истории» и ее нарративном тождестве; понятие (феноменологического) «опыта»; и, наконец, проблему «феноменологической метафизики».
4 Из исследований в первой области выросла его книга Двойственное понятие жизненной истории, которая в измененной редакции появилась на венгерском, английском и французском языках. Основная мысль этой работы состоит в том, что «жизненная история» человеческой экзистенции вовлечена в своеобразное напряжение. Ее «тождеству», «нарративно» разворачивающему себя, противостоит «дикий регион смысла», который не позволяет вписать себя в рамки этого тождества, а ускользает от своего нарративного схватывания. «Сознание» и «подсознательное» поднимаются здесь на уровень смысла (который открывает себя нарративно или в опыте «дикости»). Анализы временности, инаковости (Andersheit) и этики (в последних Тенгели продолжает темы своих самых ранних исследований) завершают эту первую значимую систематическую работу.

всего просмотров: 776

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх