László Tengelyi: Leben und Werk (trans. Anton Sverdlikov)

 
PIIS271326680012714-5-1
DOI10.18254/S271326680012714-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Bergische Universitaet Wuppertal
Address: Wuppertal, Charlottenstrasse 76
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 2-3
Abstract

This introduction provides a brief overview of L. Tengeli's life path and philosophy. The author identifies three main questions of his philosophy, which are the question of life-history, the question of experience and the question of the phenomenological metaphysics. According to the central thesis of the introduction, Tengeli is the characteristic representative of modern phenomenology, because in his philosophy we find all those distinctive features which are peculiar to phenomenology in the 21st century: problem of transcendentalism, problem of phenomenological metaphysics, and productive address to history of philosophy.

KeywordsPhenomenology, phenomenological metaphysics, transcendentalism, Tengelyi
Received29.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters8865
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Ласло Тенгели – один из наиболее значимых феноменологов начала XXI века. Его научное становление показательно для того направления, которое приняла феноменология после третьего поколения феноменологов, а именно 1) после поколения «отцов-основателей», 2) после поколения непосредственных учеников и первых французских феноменологов и, наконец, 3) после того поколения, которое самим Тенгели было названо поколением «новых феноменологов во Франции». Чтобы прояснить эту мысль, нам потребуется сначала представить его интеллектуальную биографию.
2 Тенгели родился в 1954 году в Венгрии. Там он учился и там же начинал свою академическую карьеру – вплоть до получения в 1999 году профессуры в Университете имени Лоранда Этвёша (Будапешт). Уже в Будапеште он смог развернуть активную университетскую деятельность и воспитать несколько значимых учеников. Его первые философские исследования – после того, как он, сначала, окончил полный курс латинистики, затем – философии, и, наконец, также полный курс грецистики – носили историко-философский характер. Кант, которому он посвятил обе свои первые опубликованные книги, находился при этом в центре его интересов. В особенности его привлекала кантовская практическая философия. В начале 1990-х годов Тенгели пережил «феноменологический поворот», который привел его к теоретическим вопросам, поставленным Гуссерлем и Хайдеггером. К этому моменту он получает ряд приглашений из-за границы (как в рамках исследовательских стажировок, так и в качестве приглашенного профессора), которые приведут его в Лёвен, Париж и Вупперталь, и благодаря которым он сможет углубить свои феноменологические исследования. В 2001 году он получает приглашение занять должность профессора в Бергском университете Вупперталя в Германии (в качестве преемника Клауса Хельда), в котором он за полтора десятка лет развернул широкую феноменологическую деятельность, продолжавшуюся вплоть до его (неожиданной и ранней) смерти, последовавшей вскоре после его 60-летия.
3 Его собственные философские исследования касались трех различных областей, которым он посвятил оригинальные работы; в них его феноменологические интересы хотя и оказываются выражены по-разному, но, вместе с тем, обнаруживают между собой единство и согласованность. Эти три области охватывают вопрос о «жизненной истории» и ее нарративном тождестве; понятие (феноменологического) «опыта»; и, наконец, проблему «феноменологической метафизики».
4 Из исследований в первой области выросла его книга Двойственное понятие жизненной истории, которая в измененной редакции появилась на венгерском, английском и французском языках. Основная мысль этой работы состоит в том, что «жизненная история» человеческой экзистенции вовлечена в своеобразное напряжение. Ее «тождеству», «нарративно» разворачивающему себя, противостоит «дикий регион смысла», который не позволяет вписать себя в рамки этого тождества, а ускользает от своего нарративного схватывания. «Сознание» и «подсознательное» поднимаются здесь на уровень смысла (который открывает себя нарративно или в опыте «дикости»). Анализы временности, инаковости (Andersheit) и этики (в последних Тенгели продолжает темы своих самых ранних исследований) завершают эту первую значимую систематическую работу.

views: 753

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up