Kant's Project of Descriptive Metaphysics and Husserl's Transcendental Phenomenology

 
PIIS123456780009002-3-1
DOI10.18254/S271326680009002-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associated Professor
Affiliation: Russian State University for the Humanitie
Address: Moscow, ul. Profsojuznaja 114-6-907
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 1 Issue 1
Abstract

The article discusses the features of Kant's project of descriptive metaphysics and its development in Husserl's transcendental phenomenology. Kant's project of descriptive metaphysics can be seen in three senses: as a transcendental philosophy in General, which deals with the study of cognition, as a metaphysics of experience, aimed at studying the first principles of world experience, and as revealing the structure of our thinking about the world. All these variants of descriptive metaphysics were developed in Husserl's transcendental phenomenology. The author pays special attention to the analysis of the phenomenological doctrine of consciousness, since in Husserl's approach one can see the development of the project of descriptive metaphysics in all three senses Husserl understands consciousness as cognizing consciousness, that is, as cognition; the phenomenological understanding of consciousness also includes a mode of thinking about the world; consciousness is considered by Husserl as a real everyday experience.

Keywordsdescriptive metaphysics, transcendental philosophy, cognition, phenomenology, consciousness, Husserl
AcknowledgmentThis research was supported financially by Russian Foundation for Basic Research (Project No. 19–011–00925а)
Received18.06.2020
Publication date06.07.2020
Number of characters26758
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В рамках проекта «дескриптивной метафизики» я исхожу, прежде всего, из понимания трансцендентальной философии, данного Кантом во втором издании «Критики чистого разума»: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся вообще не столько предметами, сколько способом [видами] нашего познания предметов, поскольку это познание [этот способ познания] должно [должен] быть возможным priori [sondern mit unserer Erkenntnisart von Gegenständen]. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией»1. Как обоснованно замечает С. Л. Катречко2, так понимаемая трансцендентальная философия выступает для Канта в качестве метафизики. Конечно, речь идет не о метафизике в традиционном смысле как учении о всеобщих предикатах сущего, а о метафизике как науке о первопринципах познания. Именно такое понимание метафизики можно найти уже у Баумгартена, на которого ссылался Кант3. 1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1: 2-е изд. (B). М., 2006. Т. 2. Ч. 2: 1-е изд. (A). М., 2006. В25.

2. Катречко С. Л. Кантовский проект дескриптивной метафизики // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс >>>> . (дата обращения 29.03.2020).

3. См. об этом подробнее Мухутдинов О. М. Кант и проблема онтологии / О. М. Мухутдинов // Эпистемы: сборник научных статей. Вып. 8: Проблемы современной онтологии. Екатеринбург: Ажур, 2013. с. 27 – 28.
2 Трансцендентальная философия как метафизика является дескриптивной, так как не носит нормативного характера, не говорит о том, каким должно быть наше познание, а, исходя из наличия познания (прежде всего, научного), ставит задачу исследования условий его возможности, то есть его предпосылок. Здесь необходимо упомянуть уточнение, сделанное Мухутдиновым4, что трансцендентальная философия Канта, как тот определил ее во 2-ом издании «Критики чистого разума», является лишь метафизикой природы, то есть метафизикой пространственно-материального мира вещей. Именно по отношению к миру вещей и только к нему Кант выявляет основные предпосылки познания (априорные формы чувственности, категории рассудка, синтетические суждения априори, лежащие в основания познания о мире) и рассматривает основные проблемы познания (границы познания и критерий истины). В отношении, к примеру, мира нравственности и морали такая строгая теория познания не была создана Кантом, что не означает невозможности ее создания на кантовских принципах. 4. Катречко С. Л., Мухутдинов О. М., Невважай И. Д., Шиян А. А. Кантовский проект дескриптивной метафизики // Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 18–20 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян. М.: изд-во ГАУГН-Пресс; Фонд ЦГИ, 2019. (Катречко, Мухутдинов, Невважай, Шиян, 2019, с. 92 – 93.
3 Кант обыгрывает то, что трансцендентальная философия не является метафизикой в традиционном смысле, и утверждает, что он всего лишь занимается аналитикой рассудка5. По сути, это еще одно понимание трансцендентальной философии, но не в контексте теории познания, а в рамках преодоления традиционной метафизики как учения о сущем. 5. «Основоположения рассудка суть лишь принципы описания [экспозиции] явлений, и гордое имя онтологии, притязающей на то, чтобы давать априорные синтетические знания о вещах вообще в виде систематического учения (например, принцип причинности), должно быть заменено скромным именем простой аналитики чистого рассудка» (Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1: 2-е изд. (B). М., 2006. Т. 2. Ч. 2: 1-е изд. (A). М., 2006, B303)
4 Именно с пониманием метафизики как аналитики рассудка коррелирует строссоновское определение дескриптивной метафизики как «действительной структуры нашего мышления о мире»6. Можно согласится с Катречко7, что в кантовской дескриптивной метафизике присутствует также метафизика явления, тогда как дескриптивная метафизика Строссона является онтологически нейтральной, то есть совсем не рассматривает вопроса о том, что же служит содержанием мыслительного каркаса. 6. Строссон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, с. 8.

7. Катречко С. Л. Кантовский проект дескриптивной метафизики // // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс >>>> . (дата обращения 29.03.2020).
5 Но мне хотелось бы подчеркнуть другой момент дескриптивного проекта Строссона по отношению к трансцендентальной философии Канта. Речь идет о неустранимости из Кантовского проекта проблематики познания. «Аналитика рассудка» Канта – это аналитика познающего рассудка. Дело не в том, что Кант выявляет условия возможности познания, а в том, что именно в рамках проблематики познания он проводит различение явлений и вещей-самих-по-себе. Выявление именно условий возможности познания вынуждает Канта поставить вопрос о границах познания, о правилах функционирования рассудка, об истине и ее критерии. Проблематика познания и, соответственно, онтология полностью отсутствует не только у Строссона, но и у других сторонников проекта дескриптивной метафизики (Коллинза и Кассирера).

views: 664

Readers community rating: votes 0

1. Evstigneyev M. D. Deskriptivnaya metafizika i Kant // Transtsendental'nyy zhurnal, 2020, ¹1. Elektronnyy resurs (data obrashcheniya ).

2. Kant I. Kritika chistogo razuma // Kant I. Sochineniya na russkom i nemetskom yazykakh. M.: Nauka, 1994–2006. T. 2. CH. 1: 2-ye izd. (B). M., 2006. T. 2. CH. 2: 1-ye izd. (A). M., 2006.

3. Katrechko S. L. Kantovskoye yavleniye kak ob"yektivno – ob"yektnoye (predmetnoye) predstavleniye // Kantovskiy sbornik. 2017. T. 36. ¹ 3. S. 7–20.

4. Katrechko S. L. Priroda yavleniya v transtsendentalizme Kanta: semantiko-kognitivnyy analiz. // Kantovskiy sbornik. 2018. T 37. ¹ 3. S. 31–55.

5. Katrechko S. L., Mukhutdinov O. M., Nevvazhay I. D., Shiyan A. A. Kantovskiy proyekt deskriptivnoy metafiziki // Transtsendental'nyy povorot v sovremennoy filosofii (4): transtsendental'naya metafizika, epistemologiya i filosofiya nauki, teologiya i filosofiya soznaniya. Sbornik tezisov mezhdunarodnogo nauchnogo seminara «Transtsendental'nyy povorot v sovremennoy filosofii» (Moskva, 18–20 aprelya 2019 g.) / Otv. red. S. L. Katrechko, A. A. Shiyan. M.: izd-vo GAUGN-Press; Fond TSGI, 2019. 366 s.

6. Mukhutdinov O. M. Kant i problema ontologii / O. M. Mukhutdinov // Epistemy: sbornik nauchnykh statey. Vyp. 8: Problemy sovremennoy ontologii. Yekaterinburg: Azhur, 2013. C. 27–39.

7. Soboleva M. Kak chitat' Kanta, ili Kant v kontekste sovremennykh epistemologicheskikh diskussiy v zapadnom analiticheskom kantovedenii // Voprosy filosofii. 2018, ¹ 2. S. 129–140.

8. Strosson P. F. Individy. Ocherk deskriptivnoy metafiziki. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2009. 330 s.

9. Shiyan A. A. Proyekt deskriptivnoy metafiziki Edmunda Gusserlya: poznayushcheye soznaniye i problemy poznaniya // Transtsendental'nyy povorot v sovremennoy filosofii (4).: transtsendental'naya metafizika, epistemologiya i filosofiya nauki, teologiya i filosofiya soznaniya. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo seminara «Transtsendental'nyy povorot v sovremennoy filosofii» (Moskva, 18–20 aprelya 2019 g.) / Otv. red. S. L. Katrechko, A. A. Shiyan. M.: izd-vo GAUGN-Press, Fond TSGI, 2019a. 212 s.

10. Shiyan A. A. Transtsendental'naya normativnost' i «Pervaya filosofiya» Edmunda Gusserlya // Mir cheloveka: normativnoye izmereniye – 6. Sbornik trudov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Saratov (27–29 iyunya 2019) / Red. kolleg.: I. D. Nevvazhay, A. I. Demidov, I. N. Konovalov. Saratov: Izdatel'stvo FGB BOU VO «Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya», 2019b. 452 s.

11. Shiyan A. A. Fenomenologicheskoye obosnovaniye logiki // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya. Tom 1 (67). ¹1. 2015. S. 172–181.

12. Husserl E. Formale and transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Husserliana XVII, Herausgegeben von Paul Janssen. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1974. 335 S.

Система Orphus

Loading...
Up