Кантовский проект дескриптивной метафизики и трансцендентальная феноменология Гуссерля

 
Код статьиS123456780009002-3-1
DOI10.18254/S271326680009002-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, ул. Профсоюзная дом 114 кор. 6 кв. 907
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 1
Аннотация

В статье рассматриваются особенности кантовского проекта дескриптивной метафизики и его развитие в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Проект дескриптивной метафизики Канта можно рассматривать в трех смыслах: как трансцендентальную философию вообще, занимающуюся исследованием познания, как метафизику опыта, нацеленную на изучение первопринципов опыта мира и как выявление структуры нашего мышления о мире. Все эти варианты дескриптивной метафизики получили свое развитие в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Особое внимание автор уделяет анализу феноменологического учения о сознании, поскольку в гуссерлевском подходе можно увидеть развитие проекта дескриптивной метафизики во всех трех смыслах. Сознание Гуссерль понимает как познающее сознание, то есть как познание; феноменологическое понимание сознания включает в себя также модус мышления о мире; сознание рассматривается Гуссерлем как реальный повседневный опыт.

Ключевые словадескриптивная метафизика, трансцендентальная философия, феноменология, сознание, познание, Гуссерль.
Источник финансированияДанное исследование проведено в рамках проекта «Кантовский проект дескриптивной метафизики: история и современное развитие», поддержанного грантом РФФИ (проект № 19–011–00925а
Получено18.06.2020
Дата публикации06.07.2020
Кол-во символов26758
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В рамках проекта «дескриптивной метафизики» я исхожу, прежде всего, из понимания трансцендентальной философии, данного Кантом во втором издании «Критики чистого разума»: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся вообще не столько предметами, сколько способом [видами] нашего познания предметов, поскольку это познание [этот способ познания] должно [должен] быть возможным priori [sondern mit unserer Erkenntnisart von Gegenständen]. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией»1. Как обоснованно замечает С. Л. Катречко2, так понимаемая трансцендентальная философия выступает для Канта в качестве метафизики. Конечно, речь идет не о метафизике в традиционном смысле как учении о всеобщих предикатах сущего, а о метафизике как науке о первопринципах познания. Именно такое понимание метафизики можно найти уже у Баумгартена, на которого ссылался Кант3. 1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1: 2-е изд. (B). М., 2006. Т. 2. Ч. 2: 1-е изд. (A). М., 2006. В25.

2. Катречко С. Л. Кантовский проект дескриптивной метафизики // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс >>>> . (дата обращения 29.03.2020).

3. См. об этом подробнее Мухутдинов О. М. Кант и проблема онтологии / О. М. Мухутдинов // Эпистемы: сборник научных статей. Вып. 8: Проблемы современной онтологии. Екатеринбург: Ажур, 2013. с. 27 – 28.
2 Трансцендентальная философия как метафизика является дескриптивной, так как не носит нормативного характера, не говорит о том, каким должно быть наше познание, а, исходя из наличия познания (прежде всего, научного), ставит задачу исследования условий его возможности, то есть его предпосылок. Здесь необходимо упомянуть уточнение, сделанное Мухутдиновым4, что трансцендентальная философия Канта, как тот определил ее во 2-ом издании «Критики чистого разума», является лишь метафизикой природы, то есть метафизикой пространственно-материального мира вещей. Именно по отношению к миру вещей и только к нему Кант выявляет основные предпосылки познания (априорные формы чувственности, категории рассудка, синтетические суждения априори, лежащие в основания познания о мире) и рассматривает основные проблемы познания (границы познания и критерий истины). В отношении, к примеру, мира нравственности и морали такая строгая теория познания не была создана Кантом, что не означает невозможности ее создания на кантовских принципах. 4. Катречко С. Л., Мухутдинов О. М., Невважай И. Д., Шиян А. А. Кантовский проект дескриптивной метафизики // Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 18–20 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян. М.: изд-во ГАУГН-Пресс; Фонд ЦГИ, 2019. (Катречко, Мухутдинов, Невважай, Шиян, 2019, с. 92 – 93.
3 Кант обыгрывает то, что трансцендентальная философия не является метафизикой в традиционном смысле, и утверждает, что он всего лишь занимается аналитикой рассудка5. По сути, это еще одно понимание трансцендентальной философии, но не в контексте теории познания, а в рамках преодоления традиционной метафизики как учения о сущем. 5. «Основоположения рассудка суть лишь принципы описания [экспозиции] явлений, и гордое имя онтологии, притязающей на то, чтобы давать априорные синтетические знания о вещах вообще в виде систематического учения (например, принцип причинности), должно быть заменено скромным именем простой аналитики чистого рассудка» (Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1: 2-е изд. (B). М., 2006. Т. 2. Ч. 2: 1-е изд. (A). М., 2006, B303)
4 Именно с пониманием метафизики как аналитики рассудка коррелирует строссоновское определение дескриптивной метафизики как «действительной структуры нашего мышления о мире»6. Можно согласится с Катречко7, что в кантовской дескриптивной метафизике присутствует также метафизика явления, тогда как дескриптивная метафизика Строссона является онтологически нейтральной, то есть совсем не рассматривает вопроса о том, что же служит содержанием мыслительного каркаса. 6. Строссон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, с. 8.

7. Катречко С. Л. Кантовский проект дескриптивной метафизики // // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс >>>> . (дата обращения 29.03.2020).
5 Но мне хотелось бы подчеркнуть другой момент дескриптивного проекта Строссона по отношению к трансцендентальной философии Канта. Речь идет о неустранимости из Кантовского проекта проблематики познания. «Аналитика рассудка» Канта – это аналитика познающего рассудка. Дело не в том, что Кант выявляет условия возможности познания, а в том, что именно в рамках проблематики познания он проводит различение явлений и вещей-самих-по-себе. Выявление именно условий возможности познания вынуждает Канта поставить вопрос о границах познания, о правилах функционирования рассудка, об истине и ее критерии. Проблематика познания и, соответственно, онтология полностью отсутствует не только у Строссона, но и у других сторонников проекта дескриптивной метафизики (Коллинза и Кассирера).

всего просмотров: 671

Оценка читателей: голосов 0

1. Евстигнеев М. Д. Дескриптивная метафизика и Кант // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс https://transcendental.ru. (дата обращения 29.03.2020).

2. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994–2006. T. 2. Ч. 1: 2-е изд. (B). М., 2006. Т. 2. Ч. 2: 1-е изд. (A). М., 2006.

3. Катречко С. Л. Кантовский проект дескриптивной метафизики // // Трансцендентальный журнал, 2020, №1. Электронный ресурс https://transcendental.ru. (дата обращения 29.03.2020).

4. Катречко С. Л. Кантовское явление как объективно – объектное (предметное) представление // Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 3. С. 7–20.

5. Катречко С. Л. Природа явления в трансцендентализме Канта: семантико-когнитивный анализ. // Кантовский сборник. 2018. Т 37. № 3. С. 31–55.

6. Катречко С. Л., Мухутдинов О. М., Невважай И. Д., Шиян А. А. Кантовский проект дескриптивной метафизики // Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Сборник тезисов международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 18–20 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян. М.: изд-во ГАУГН-Пресс; Фонд ЦГИ, 2019. 366 с.

7. Мухутдинов О. М. Кант и проблема онтологии / О. М. Мухутдинов // Эпистемы: сборник научных статей. Вып. 8: Проблемы современной онтологии. Екатеринбург: Ажур, 2013. C. 27–39.

8. Соболева М. Как читать Канта, или Кант в контексте современных эпистемологических дискуссий в западном аналитическом кантоведении // Вопросы философии. 2018, № 2. С. 129–140.

9. Строссон П. Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 330 с.

10. Шиян А. А. Проект дескриптивной метафизики Эдмунда Гуссерля: познающее сознание и проблемы познания // Трансцендентальный поворот в современной философии (4).: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Материалы международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 18–20 апреля 2019 г.) / Oтв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян. М.: изд-во ГАУГН-Пресс, Фонд ЦГИ, 2019а. 212 с.

11. Шиян А. А. Трансцендентальная нормативность и «Первая философия» Эдмунда Гуссерля // Мир человека: нормативное измерение – 6. Сборник трудов международной научной конференции (Саратов (27–29 июня 2019) / Ред. коллег.: И. Д. Невважай, А. И. Демидов, И. Н. Коновалов. Саратов: Издательство ФГБ БОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019б. 452 с.

12. Шиян А. А. Феноменологическое обоснование логики // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). №1. 2015. С. 172–181.

13. Husserl E. Formale and transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Husserliana XVII, Herausgegeben von Paul Janssen. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1974. 335 S.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх