The Fate of a Scientist and the Fate of Science at the Turn of Epoch (about the book by L.G. Ionin “The Drama of Max Weber's Life”)

 
PIIS013216250021520-5-1
DOI10.31857/S013216250021520-5
Publication type Review
Status Published
Authors
Occupation: Prof. of the Department of Sociology
Affiliation: Moscow State University of International Relations, MFA of Russia
Address: Moscow, Russia
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 10
Pages159-166
Abstract

Ionin's monograph "The Drama of Max Weber's Life" reveals a number of aspects of Weber's life and work that are new to Russian web studies, related to both deeply personal and professional and socio-political conflicts. The review analyzes the problems of professional self-determination faced by Weber and his attitude to political activity. The fate of Weber's scientific heritage is considered in the context of contradictions in the development of modern science, including the problems of translation and the language of science in the global world. Here the author gives very valuable comments on the translation of some concepts introduced into science by Weber. It is shown that the inevitability of the transformation of some of his ideas into "pop sociology" is due to both the formation of mass society and the problems of the development of the institute of science. The problems of rationalization and "disenchantment of the world" are considered as the central idea of Weber's work, special attention is paid to L.G. Ionin's interpretation of Weber's little-known statements about the relationship of eroticism and rationality, about "erotic domination", in the context of collisions of the scientist's personal life.

KeywordsM. Weber, rationality, disenchantment of the world, profession, vocation, language of science, pop sociology, charisma, sociology of eroticism, erotic domination
Received14.12.2022
Publication date14.12.2022
Number of characters23352
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Прочитавшие книгу Л.Г. Ионина «Драма жизни Макса Вебера» уже не смогут по-прежнему воспринимать немецкого социолога как личность, ученого и политика. И не потому, что автор разрушает устойчивый «миф Вебера», сложившийся еще при его жизни и определявший наше восприятие. Написанная Л.Г. Иониным научная биография не только открывает новые грани личности героя, она представляет новый, редкий для отечественной науки жанр и подход, в основу которого положен анализ глубочайших личных, даже интимных травм и переживаний сквозь призму творческих озарений одного из величайших мыслителей ХХ в. Примечательно, что контекстом развертывания драмы Вебера избраны не столько политические коллизии, в которых он принимал активное участие, сколько культурные тренды начала прошлого века, испытывавшие на прочность основы протестантской аскетики, которую он так убедительно описал. Ранний феминизм и распространение женского образования, профессиональной и политической активности; анархизм как общественно-политическое течение и распространение идеологии свободной любви; радикальные социалистические идеи; секуляризация, космизм и эзотерика, растущий культурный плюрализм, и многое другое, чем жила западноевропейская интеллектуальная элита перед Первой мировой войной, чем была насыщена атмосфера мюнхенского Швабинга и швейцарской Асконы, бывшей для Вебера не только модным курортом, но и интересным объектом наблюдения. Параллельно автор знакомит читателя с мало известным в нашей стране пластом веберианы, посвященным его личной жизни, полной драматизма и страстей как интеллектуального, так и интимного характера. «Драмы жизни» М. Вебера, описанные в книге Л.Г. Ионина, представляются отражением тех проблем, которые тревожат всех современных людей.
2 Одной из описанных «драм жизни» Вебера, как ни парадоксально, была проблема профессии и призвания. Вебер описал этику профессионального призвания как одну из основ капиталистической культуры, сложившейся на Западе благодаря протестантской мирской аскезе. Однако, сам Вебер в силу ряда личных обстоятельств, в том числе и тяжелой болезни, как раз после своего триумфа в качестве ученого – публикации «Протестантской этики», оставил университет, с удовольствием приняв статус независимого исследователя (Privatgelehrte). Занятие наукой и преподавание перестали для него быть источником средств существования, личной идентификации и самореализации (подчеркивается «холодность» ученого к собственным успехам), определять его образ жизни через включение в соответствующие статусные сообщества и рационализированные практики. Биограф подчеркивает, что Вебер ни в этот период, ни позже, не осознавал науку своим призванием в харизматическом смысле, в том, что «правильно ли им избрана наука как сфера деятельности, в которой он может реализовать свой внутренний потенциал с максимальной пользой для себя и общества» (с. 148). Макс Вебер не был уверен в том, что в науке он «на своем месте». Биограф утверждает, что он хотел скорее стать политиком, чем ученым, о чем свидетельствуют его постоянные попытки заниматься публичной политической деятельностью, однако «политика его не приняла» (с. 338). Свои научные идеи Вебер пытался использовать в публичной политической деятельности, однако соратники использовали его как оратора и страстного полемиста, но ни разу не дали соответствующей формальной позиции.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 347

Readers community rating: votes 0

1. Ionin L.G. (2022) Drama life of Max Weber. Moscow: Izdatlskij dom "Delo" R ANHiGS. (In Russ.)

2. Ortega y Gasset H. (2020) The uprising of the masses. Moscow: AST. (In Russ.)

3. Zabaev I. (2019) A Nietzschean Take on a HundredDollar Bill: Reading Weber’s “Protestant Ethic” in Connection with a Contemporary Economist’s Comments. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 20. No. 1: 20–71. (In Russ.)

4. Zarubina N. N. 1998. Socio-Cultural Factors of Economic Development: M. Weber and Modern Theories of Modernization. St. Petersburg: Izd-vo Russkogo Hristianskogo gumanitarnogo instituta. (In Russ.)

5. Zarubina N.N. (2020) The Theory of Rationalization of Max Weber as a Methodology for Understanding Modern Sociocultural Processes. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological issues]. No. 6: 3–15. (In Russ.)

6. Weber M. (1990) Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Progress. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up