Судьба ученого и судьбы науки на переломе эпох (о книге Л.Г. Ионина о М. Вебере)

 
Код статьиS013216250021520-5-1
DOI10.31857/S013216250021520-5
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 10
Страницы159-166
Аннотация

В монографии Л.Г. Ионина «Драма жизни Макса Вебера» раскрывается целый ряд новых для отечественного вебероведения аспектов жизни и творчества Вебера, связанных как с глубоко личными, так и профессиональными и общественно-политическими коллизиями. В рецензии анализируются проблемы профессионального самоопределения, вставшие перед Вебером, и его отношение к науке и политической деятельности. Рассматривается судьба научного наследия Вебера в контекстах противоречий развития современной науки, в том числе проблемы перевода и международного языка науки в глобальном мире. Показано, что неизбежное превращение некоторых его идей в «поп-социологию» обусловлено как становлением массового общества, так и проблемами развития института науки. Рассматривается проблематика рационализации и «расколдования мира» как центральная идея творчества Вебера. Особое внимание уделяется интерпретации Л.Г. Иониным мало известных положений Вебера о соотношении эротики и рациональности, об «эротическом господстве», в контексте коллизий личной жизни ученого.

Ключевые словаМ. Вебер, рациональность, расколдование мира, профессия, призвание, язык науки, поп-социология, харизма, социология эротики, эротическое господство
Получено14.12.2022
Дата публикации14.12.2022
Кол-во символов23352
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Прочитавшие книгу Л.Г. Ионина «Драма жизни Макса Вебера» уже не смогут по-прежнему воспринимать немецкого социолога как личность, ученого и политика. И не потому, что автор разрушает устойчивый «миф Вебера», сложившийся еще при его жизни и определявший наше восприятие. Написанная Л.Г. Иониным научная биография не только открывает новые грани личности героя, она представляет новый, редкий для отечественной науки жанр и подход, в основу которого положен анализ глубочайших личных, даже интимных травм и переживаний сквозь призму творческих озарений одного из величайших мыслителей ХХ в. Примечательно, что контекстом развертывания драмы Вебера избраны не столько политические коллизии, в которых он принимал активное участие, сколько культурные тренды начала прошлого века, испытывавшие на прочность основы протестантской аскетики, которую он так убедительно описал. Ранний феминизм и распространение женского образования, профессиональной и политической активности; анархизм как общественно-политическое течение и распространение идеологии свободной любви; радикальные социалистические идеи; секуляризация, космизм и эзотерика, растущий культурный плюрализм, и многое другое, чем жила западноевропейская интеллектуальная элита перед Первой мировой войной, чем была насыщена атмосфера мюнхенского Швабинга и швейцарской Асконы, бывшей для Вебера не только модным курортом, но и интересным объектом наблюдения. Параллельно автор знакомит читателя с мало известным в нашей стране пластом веберианы, посвященным его личной жизни, полной драматизма и страстей как интеллектуального, так и интимного характера. «Драмы жизни» М. Вебера, описанные в книге Л.Г. Ионина, представляются отражением тех проблем, которые тревожат всех современных людей.
2 Одной из описанных «драм жизни» Вебера, как ни парадоксально, была проблема профессии и призвания. Вебер описал этику профессионального призвания как одну из основ капиталистической культуры, сложившейся на Западе благодаря протестантской мирской аскезе. Однако, сам Вебер в силу ряда личных обстоятельств, в том числе и тяжелой болезни, как раз после своего триумфа в качестве ученого – публикации «Протестантской этики», оставил университет, с удовольствием приняв статус независимого исследователя (Privatgelehrte). Занятие наукой и преподавание перестали для него быть источником средств существования, личной идентификации и самореализации (подчеркивается «холодность» ученого к собственным успехам), определять его образ жизни через включение в соответствующие статусные сообщества и рационализированные практики. Биограф подчеркивает, что Вебер ни в этот период, ни позже, не осознавал науку своим призванием в харизматическом смысле, в том, что «правильно ли им избрана наука как сфера деятельности, в которой он может реализовать свой внутренний потенциал с максимальной пользой для себя и общества» (с. 148). Макс Вебер не был уверен в том, что в науке он «на своем месте». Биограф утверждает, что он хотел скорее стать политиком, чем ученым, о чем свидетельствуют его постоянные попытки заниматься публичной политической деятельностью, однако «политика его не приняла» (с. 338). Свои научные идеи Вебер пытался использовать в публичной политической деятельности, однако соратники использовали его как оратора и страстного полемиста, но ни разу не дали соответствующей формальной позиции.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 349

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: РОССПЭН, 2007.

3. Ионин Л.Г. Драма жизни Макса Вебера. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022.

4. Забаев И.В. 2019. Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста // Экономическая социология. 20 (1): 20–71.

5. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб: РХГИ, 1998.

6. Зарубина Н.Н. Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 3–15.

7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх