Региональные и национальные балансы квалификаций и профессий в странах ЕПВО

 
Код статьиS013216250008805-8-1
DOI10.31857/S013216250008805-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель центра
Аффилиация: Центр сравнительных Евразийских социальных исследований
Адрес: Австрия, Вена
Должность: профессор кафедры педагогики, образования и социализации
Аффилиация: Университет Людвига-Максимилиана
Адрес: Германия, Мюнхен
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 3
Страницы78-90
Аннотация

Обсуждаются вопросы, связанные с переходом от массового к всеобщему (универсальному) высшему образованию в странах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), что становится неизбежным сценарием современного общественного развития. Предметом изучения являются аспекты образовательно-профессиональных балансов национальных и региональных рынков рабочей силы, связанные с динамикой уровня высшего образования взрослого населения. Эти балансы описываются как структурные характеристики рынков труда в пяти географических субрегионах ЕПВО и в референтной стране (США). Эмпирическая часть работы выполнена на основе анализа данных по 44 странам ЕПВО в 1999–2017 гг. Сделан вывод, что, как правило, структурный спрос на квалифицированных специалистов превосходит соответствующее предложение за исключением нескольких постсоветских стран, где наблюдается обратная тенденция.

Ключевые словамассовизация и универсализация высшего образования, третичное образование, спрос и предложение на рынке труда, балансы на ранке труда, трудоустройство выпускников вузов, Европейское пространство высшего образования (ЕПВО)
Получено14.03.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов27928
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Взрывной рост высшего (третичного) образования1 на рубеже XX-XXI вв.

1. Понятия «высшее образование» и «третичное образование» используются как синонимы и включают в себя все уровни образования, начиная с пятого уровня по Международной стандартной классификации образования, принятой в 2011 г. (МСКО-2011). В зависимости от контекста термины «выпускник вуза» или «дипломированный специалист» относятся к выпускникам как высших, так и средних специальных учреждений профессионального образования, получивших сертификаты или дипломы не ниже пятого уровня по МСКО. Поэтому с точки зрения российской терминологии, в рамках которой высшее (вузовское) образование четко отграничивается от среднего специального, в статье рассматривается не высшее в строгом смысле, а постсреднешкольное образование.
2 Феномен взрывного роста числа студентов третичного образования фиксируется с 1950-х гг. в США, а с 1980-х гг. – и во многих европейских странах. В настоящее время уже не меньшинство, а большинство выпускников средних школ стран-участниц Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) продолжают свое образование в высших учебных заведениях. Аналогичная тенденция наблюдается и в России, где не только вузы, но и многие средние специальные образовательные учреждения также предоставляют услуги профессиональной подготовки, относящиеся по классификации ЮНЕСКО (МСКО-5) к третичному уровню образования (рис. 1).
3
Хворостов._Рисунок_1

Рис. 1. Динамика участия в третичном образовании в ЕПВО и США, 1971–2016 гг. Источник: составлено А. Хворостовым по данным ЮНЕСКО и МОТ.

4 Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2017 г. средняя совокупная доля студентов в соответствующей возрастной когорте (the Tertiary Gross Enrolment Ratio, TGER) составила в ЕПВО 68%, что более чем в 4 раза превышает показатель пятидесятилетней давности (16% в 1971 г.) и почти в 2 раза выше, чем в 1990-е гг. (35%) (рис. 1). Это означает, что в настоящее время в среднем 2/3 выпускников средних школ поступают в вузы и колледжи или техникумы. Впрочем, за этим средним показателем скрывается значительный разброс, поскольку TGER по различным странам в 2016 г. варьировался от 26% в Азербайджане и 41% в Молдове до 126% в Греции, 104% в Турции, 91% в Испании, 87% в Беларуси и 86% в Финляндии. (В России – 82%, в США – 89%.)
5 Индекс участия в третичном образовании в среднем по ЕПВО вырос за 19702017 гг. (на протяжении жизни менее чем двух поколений) в 3,6 раза. Растет и кумулятивный индикатор, характеризующий долю взрослого населения с высшим (третичным) образованием (cumulative tertiary education attainment). Этот показатель достигает 27% в среднем по всем странам ЕПВО в нашей выборке. Низшие значения наблюдаются в Боснии и Герцеговине (9%), а также в Албании (12%), Италии и Румынии (по 13%) и Турции (14%). Максимальные значения фиксируются в России (62%), Беларуси (52%), Армении (46%), Эстонии (36%) и Великобритании (35%). В США – 44%.
6 Современные дебаты относительно практических последствий универсализации высшего образования отталкиваются, как правило, от исследований Мартина Троу [Trow, 1973, 2000]. Он описал траекторию развития высшего образования в США от элитарной модели, где до окончания Второй мировой войны не более 5% соответствующей возрастной когорты имело доступ к нему, к современному состоянию практически всеобщего третичного образования. В 19501960-е гг. в США студентами становились 15% выпускников средней школы, а уже в 1970-е гг. не менее 50% выпускников.
7 Хотя быстрый рост высшего образования в современных обществах давно признан универсальным феноменом, статистические данные по ЕПВО демонстрируют значительный разброс показателей роста по субрегионам и отдельным странам. Эта вариативность слабо отражена в современной научной литературе. Другой малоизученный аспект – взаимосвязь между динамикой количественных и качественных параметров рынков рабочей силы, на которых выпускники вузов находят своих работодателей, с одной стороны, и, с другой стороны, динамикой профессионального и квалификационного выпуска, который обеспечивают учреждения высшего (третичного) образования. Шансы на трудоустройство вчерашних студентов обычно изучаются на микроуровне, т.е. с точки зрения индивидуальных последствий недостаточного или избыточного образования в вузе. Значительно меньше внимания уделяется изучению макропараметров образовательно-профессиональных балансов национальных и региональных рынков рабочей силы.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 536

Оценка читателей: голосов 0

1. Barone C., Ortiz L. (2011) Overeducation among European University Graduates: a Comparative Analysis of its Incidence and the Importance of Higher Education Differentiation. Higher Education. Vol. 61. No. 3: 325–337.

2. Beja A. (1990) Imperfect Equilibrium. Working Paper, Massachusetts Institute of Technology, Alfred P. Sloan School of Management. WP 3126-90-EFA.

3. Di Stasio V., Bol T., Van de Werfhorst H.G. (2016). What Makes Education Positional? Institutions, Overeducation and the Competition for Jobs. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 43: 53–63.

4. ILO (2008). ISCO-08: International Standard Classification of Occupations. International Organozation of Labour.

5. Trow M. (1973) Problems in the Transition from Elite to Mass Higher Education. REPRINT. Carnegie Commission on Higher Education. Berkeley, CA: Carnegie Commission on Higher Education.

6. Trow M. (2000) From Mass Higher Education to Universal Access: The American Advantage. Minerva. Vol. 37. No. 4: 303–328.

7. Vogtenhuber S. (2018). The Institutional Conditions of Inequality in Credential and Skill Attainment and their Impact on Occupational Placement. Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 55: 13–24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх