Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?

 
Код статьиS013216250020647-4-1
DOI10.31857/S013216250020647-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы38-48
Аннотация

В статье представлены результаты расчетов первого индекса цифровых компетенций российских НКО и их интерпретация в свете современных теоретических представлений об эффективной деятельности НКО в цифровом пространстве. Эмпирической основой расчетов являются данные двух всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Оценка текущей ситуации показала, что российские НКО слабо используют возможности цифровых технологий: среднее значение индекса составляет 2 балла из 10 (SD = 1,6). Сделан вывод о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, а за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, оказались немотивированными внедрять их в свою деятельность. Это свидетельствует о проявившейся в период пандемии «цифровой поляризации» НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе значений индекса группами «цифровых аутсайдеров» и «цифровых лидеров». 

Ключевые словаНКО, цифровизация, цифровые технологии, цифровые компетенции, индексы, пандемия
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики».
Получено28.09.2022
Дата публикации29.09.2022
Кол-во символов28702
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1086

Оценка читателей: голосов 0

1. Алескеров Ф.Т., Катаева Е.С., Писляков В.В., Якуба В.И. Оценка вклада научных работников методом порогового агрегирования // Управление большими системами: сборник трудов. 2013. №. 44. С. 172–189.

2. Алескеров Ф.Т., Юзбашев Д.А., Якуба В.И. Пороговое агрегирование трехградационных ранжировок // Автоматика и телемеханика. 2007. №. 1. С. 147–152.

3. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.

4. Мерсиянова И.В. Российское гражданское общество в региональном измерении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. Т. 4. № 92. С. 26–44.

5. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.

6. Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии (построение индексов, шкала Лайкерта, латентно-структурный анализ) // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 1997. №. 8. С. 54–65.

7. Bhati, A., McDonnell D. (2019) Success in an Online Giving Day: The Role of Social Media in Fundraising. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 49. No. 1: 74–92. DOI: 10.1177/0899764019868849.

8. Chui, C.H.K., Chan, C.H. (2019). The role of technology in reconfiguring volunteer management in nonprofits in Hong Kong: Benefits and discontents. Nonprofit Management and Leadership. Vol. 3. No. 1: 89–111. DOI: 10.1002/nml.21369.

9. Curtis L. et al. (2010) Adoption of social media for public relations by nonprofit organizations. Public Relations Review. Vol. 36. No. 1: 90–92. DOI: 10.1016/j.pubrev.2009.10.003.

10. Eimhjellen I.S. (2014) Internet Communication: Does It Strengthen Local Voluntary Organizations? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 43. No. 5: 890–909. DOI: 10.1177/0899764013487996.

11. Gil-Garcia J., Dawes S., Pardo T. (2018) Digital government and public management research: finding the crossroads. Public Management Review. Vol. 20. No. 5: 633–646. DOI: 10.1080/14719037.2017.1327181.

12. Hackler D., Saxton G.D. (2007) The Strategic Use of Information Technology by Nonprofit Organizations: Increasing Capacity and Untapped Potential. Public Administration Review. Vol. 67. No. 3: 474–487.

13. Lee R.L., Bhattacherjee A. (2011) A Theoretical Framework for Strategic Use of the Web Among Nonprofit Organizations. Proceedings of the Southern Association for Information Systems Conference. Atlanta, Georgia, USA.

14. Lovejoy K., Saxton G.D. (2012) Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media. Journal of computer-mediated communication. Vol. 17. No. 3: 337–353. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2012.01576.x.

15. McNutt J. et al. (2018) Technology in Nonprofit Organizations and Voluntary Action. Leiden: BRILL.

16. Saxton G.D., Guo C. (2009) Accountability Online: Understanding the Web-Based Accountability Practices of Nonprofit Organizations. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 40. No. 2: 270–295. DOI: 10.1177/0899764009341086.

17. Shafiee N., Shafiee S., Shafiee M, Hvam L. (2019) Challenges of Digital Transformation: The Case of the Non-Profit Sector. In: Proceedings of 2018 IEEE Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 1245–1249. IEEE. DOI: 10.1109/IEEM.2018.8607762.

18. van Veldhoven Z., Vanthienen J. (2019) Designing a Comprehensive understanding of Digital transformation and Its Impact. In: Proceedings of 32nd Bled Conference: Humanizing Technology for a Sustainable Society. Bled: Slovenia: 746–763.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх