Между соблазном и принуждением: “мягкая сила” ИГИЛ

 
Код статьиS013122270000617-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 62 Выпуск №7
Страницы27-37
Аннотация

Террористические группировки салафитско-джихадистского толка (прежде всего ИГИЛ) активно используют инструменты “мягкой силы” для пропаганды своих взглядов и рекрутирования новых сторонников по всему миру. Главной целевой аудиторией пропагандистской деятельности экстремистов служат, с одной стороны, жители районов Сирии и Ирака, оказавшихся под контролем боевиков, а с другой – молодежь из разных стран мира. Умело манипулируя сознанием и чувствами людей, используя различные нарративы, весь спектр современных интернет-технологий и коммуникаций, инструментарий современной массовой культуры, пропагандисты ИГИЛ и аналогичных группировок преуспевают в формировании широкой базы активной и пассивной поддержки своей деятельности. Именно поэтому противодействие экстремистам требует использования “умной силы”, сочетающей элементы “жесткой” и “мягкой силы”.

 

Ключевые словаэкстремизм, исламизм, джихадизм, ”Исламское государство”, Сирия, Ирак, Ближний Восток, терроризм, ИГИЛ, ИГ, “халифат”, “мягкая сила”, пропаганда, коммуникации, социальные медиа
Источник финансированияСтатья выполнена в ходе работы над темой “Неформальные институты, нормы и практики в формирующейся системе глобального управления” в рамках проекта “Формирование полицентричного миропорядка: риски и возможности для России”. Программа Президиума РАН № 22 “Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России”.
Получено19.08.2018
Дата публикации24.08.2018
Кол-во символов44022
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Мишени “мягкой силы” экстремистов

2 Несмотря на то что к концу 2017 г. “Исламское государство”1 лишилось большей части территорий, в течение нескольких лет контролировавшихся боевиками этой группировки в Сирии и Ираке, опасность этой группировки (а также других джихадистских экстремистских групп) как в Ближневосточном регионе, так и за его пределами кардинально не уменьшилась. И особую остроту ей придает то обстоятельство, что “Исламское государство” ведет войну не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве, умело и изощренно используя возможности социальных медиа, разнообразных интернет-ресурсов для пропаганды своих взглядов и своих действий. Именно ИГИЛ представляет в наиболее “концентрированном” виде воплощение воинствующего салафитско-джихадистского исламизма как альтернативного идеологического проекта глобального масштаба. 1. . “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ) – террористическая группировка, запрещенная в России и других странах.
3 Особую опасность представляет сохраняющаяся возможность джихадистов рекрутировать в ряды своих сторонников представителей молодежи как из стран арабского и исламского мира, так и из стран Европы, Америки и т. д. (в том числе и России, и других постсоветских государств). Во многом именно благодаря распространяемой в Интернете пропаганде сотни молодых людей из Европы, Северной Америки, Австралии (не говоря о странах мусульманского мира – там счет идет на многие тысячи) отправились воевать на стороне джихадистов в Сирии и Ираке. Есть также основания полагать, что через Интернет пропагандистами ИГИЛ были индоктринированы (и, увы, могут быть индоктринированы в будущем) и некоторые террористы-одиночки, осуществлявшие террористические атаки в различных частях света, руководствуясь идеями ИГ и не будучи при этом организационно связанными с группировкой. Развитие коммуникационных технологий привело к тому, что Интернет играет все большую роль в радикализации представителей молодежи, сочувствующих джихадистам.
4 Террористические группировки типа ИГИЛ активно занимаются пропагандистской деятельностью, преследуя ряд вполне определенных целей. “Терроризм”, как известно, происходит от латинского terror (“страх”, “ужас”), а планирующие свои атаки террористы “рассчитывают нанести не столько физический ущерб, сколько произвести психологическое воздействие на объект атаки” [1]. И “Исламское государство” полностью соответствует этому. “ИГИЛ – эксперты в области страха. Производимые группировкой видеоролики о том, как ее боевики расправляются с шиитскими солдатами и водителями грузовиков, играли важную роль в запугивании и деморализации солдат-шиитов во время взятия Мосула и Тикрита (в Ираке)” [2, p. XIV].
5 Впрочем, стоит заметить, что распространение пропагандистами ИГИЛ запугивающих, ужасающих сюжетов вызывало не только деморализующую противников группировки реакцию, но и заставляло этих противников (нередко даже враждующих между собой) так или иначе объединяться в борьбе против общего врага – “Исламского государства”. Более того, широко демонстрируемая беспрецедентная жестокость отпугивает и подавляющее большинство мусульман, от лица которых берут на себя “смелость” выступать амбициозные лидеры новоявленного “халифата“. Однако это не мешает (как будет показано далее) пропагандистам джихадистов использовать демонстрацию зверств в качестве своего рода приманки.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1672

Оценка читателей: голосов 0

1. Stewart S. Keeping Terrorism in Perspective. STRATFOR. Publ. March 22, 2012. Available at: https://www.stratfor.com/weekly/keeping-terrorism-perspective (accessed 09.02.2018).

2. Cockburn P. The Rise of Islamic State: ISIS and the New Sunni Revolution. London – New York, Verso, 2015. 172 p.

3. Selzer M. Terrorist chic: an exploration of violence in the seventies. New York, Hawthorn Books, 1979. xvi, 206 p.

4. Lesaca J. On social media, ISIS uses modern cultural images to spread anti-modern values. Available at: https://www.brookings.edu/blog/techtank/2015/09/24/on-social-media-isis-uses-modern-cultural-images-to-spread-anti-modern-values/ (accessed 11.01.2018).

5. Hahn J.D. How the World's Most Dangerous Group Uses Social Media. Available at: http://www.complex.com/pop-culture/2015/04/isis-social-media-methods (accessed 11.01.2018).

6. Luizard P.-J. Le Piege Daech : L'Etat islamique ou le retour de l'histoire. Paris, La Decouverte, 2015. 187 p.

7. Winter Ch. The Virtual “Caliphate”: Understanding Islamic State's Propaganda Strategy. London,Quilliam, 2015. 51 p.

8. Щегловин Ю.Б. Размышления об “Исламском Государстве”. Москва, Институт Ближнего Востока, 2016. 216 с. [ShheglovinYu.B. Razmy`shleniyaob “IslamskomGosudarstve” [Reflexionson “IslamicState”]. Moscow, InstituteofMiddle East Publ., 2016. 216 p.]

9. Nye J. Soft Power. Foreign Policy, no. 80, Twentieth Anniversary (Autumn. 1990), pp. 153-171.

10. Nye J.S. The Powers to Lead. New York, Oxford University Press, 2008. 226 p.

11. Яшлавский А. Джихадисты из Европы на Ближнем Востоке: скрытая и явная угроза. Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 10, сс. 18-29. [Yashlavskii A. Dzhixadisty` iz Evropy` na Blizhnem Vostoke: skry`taya i yavnaya ugroza [Jihadists from Europe in the Middle East: hidden and blunt threat]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 10, pp. 18-29.]

12. Zelin A. The Islamic State of Iraq and Syria Has a Consumer Protection Office. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2014/06/the-isis-guide-to-building-an-islamic-state/372769/ (accessed 16.01.2018).

13. Кузнецов В.А. ИГ: Альтернативная государственность? Валдайские записки, ноябрь 2015, № 32. [KuznetsovV.A. IG: Al`ternativnayagosudarstvennost`?[IS: An Alternative statehood?]. Valdaiskie zapiski, 2015, no. 32.] Available at: http://ru.valdaiclub.com/files/10937/ (accessed 19.03.2018).

14. Zelin A.Y. Al-Qaeda in Syria: A Closer Look at ISIS (Part I). September 10, 2013. Available at: http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/al-qaeda-in-syria-a-closer-look-at-isis-part-i (accessed 16.01.2018).

15. Kardas T., O.B. Ozdemir. The Making of European Foreign Fighters: Identity, Social Media and Virtual Radicalization. Analysis. October 2014. N 11. SETA – Foundation for Political, Economic and Social Research. Ankara, 2014.

16. Veilleux-Lepage Y. Retweeting the Caliphate: The Role of Soft-Sympathizers in the Islamic State’s Social Media Strategy. Presented at the 6th International Symposium on Terrorism and Transnational Crime (December 4-7, 2014). Turkish Journal of Security Studies, 2016, vol. 18, no. 1, pp. 53-69.

17. Acharya A. Ten Years After 9/11: Rethinking the Jihadist Threat. London, Routledge, 2013. 208 р.

18. Speckhard A. The Hypnotic Power of ISIS Imagery in Recruiting Western Youth. ISCVE Report. October 20, 2015. Available at: http://www.icsve.org/brief-reports/the-hypnotic-power-of-isis-imagery-in-recruiting-western-youth-2/ (accessed 18.01.2018).

19. Cottee S. The Challenge of Jihadi Cool. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2015/12/isis-jihadi-cool/421776/ (accessed 09/01/2018).

20. Hegghammer Th. The Soft Power of Militant Jihad. Available at: https://www.nytimes.com/2015/12/20/opinion/sunday/militant-jihads-softer-side.html (accessed 09.01.2018)

21. Stavridis J. Killing the Islamic State Softly. Available at: http://foreignpolicy.com/2015/12/28/killing-the-islamic-state-softly/ (accessed 16.01.2018)

22. Winter Ch. Is Islamic State losing control of its 'virtual caliphate'? Available at: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-41845285 (accessed 17.01.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх