Дивиды не индивиды. Личность до и после модерна

 
Код статьиS013216250016972-2-1
DOI10.31857/S013216250016972-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы91-100
Аннотация

В статье выдвинут тезис, что личность постмодерна отлична от личности модерна и подобна личности премодерна. В отличие от современного социума типа Gesellschaft (общество) досовременный социум в понятиях Ф. Тённиса представляет собой Gemeinschaft – общность/сообщество. В общности индивид растворен в социальном окружении, его самость единосущна трансгенеративной самости группы – семьи, рода, тотема и т.п. Наиболее ярким примером этого является этнографически изученная социальность охотников и собирателей. В соответствии с принципом метаконтраста примитивный индивид, минимально отделенный от внешнего, максимально разделен внутренне: его личность/идентичность плюральна, что находит выражение в факте множественности имен и представлении о множественности душ каждого индивида. В силу этого, последнего следует рассматривать не как индивида, а как дивида. Таковыми можно считать не только архаических фуражеров, но и членов постиндустриального общества. Последние в противоположность цельной индивидуальности модерна согласно ряду социологических теорий и наблюдений не являются индивидуумами, обладая множественной идентичностью. В вытеснении индивидуальности дивидуальностью можно видеть одну из тенденций к обусловленной развитием информационно-коммуникационных технологий реархаизации социальности постмодерна, уподобляющейся тем самым социальности премодерна.

Ключевые словамодерн, премодерн, постмодерн, общество, общность, индивид, дивид
Получено18.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов31038
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 831

Оценка читателей: голосов 0

1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб: СШЭ в СПб., 2004.

2. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: НЛО, 2012.

3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М.: Наука, 1983.

4. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М: Наука, 1988.

5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

6. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

7. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: ВШЭ, 2014.

8. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.

9. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб: Европейский Дом, 2002.

10. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академ. проект, 2008.

11. Ло Д. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Ин-т Гайдара, 2015.

12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.

13. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

14. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1994.

15. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.

16. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. М.: Наука, 1993.

17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

18. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. М.: Фонд Университет; СПб: Владимир Даль, 2002.

19. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

20. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012.

21. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.

22. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.

23. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971.

24. Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

25. Шипилов А.В. Диалектика социума. Опыт построения структурно-эволюционной модели социокультурного континуума. Воронеж: ЦЧКИ, 2003.

26. Шипилов А.В. Труд и быт российского крестьянства первой половины XVIII века. Воронеж: ВГПУ, 2016.

27. Эриксен Т.Х. Что такое антропология? М.: ВШЭ, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх