Реляционно-цивилизационный подход Й. Арнасона и глобальное измерение советского модерна

 
Код статьиS013216250016501-4-1
DOI10.31857/S013216250016501-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы151-156
Аннотация

Сборник работ Й. Арнасона «Цивилизационные паттерны и исторические процессы» раскрывает теоретико-методологические особенности цивилизационного анализа в качестве одной из парадигм исторической социологии, связанной с «культурным поворотом». Приводятся разновидности современного цивилизационного анализа, поясняется их отличие от традиционного. Демонстрируется оригинальный вклад Арнасона в исследования советской формы модерна в терминах альтернативного проекта глобализации и переплетенного с китайским коммунизма.

Ключевые словаЙохан Арнасон, цивилизационный анализ, историческая социология, модерн, советология
Получено27.09.2021
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов16105
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение.

2 В издательстве «НЛО» вышел сборник работ одного из ведущих современных теоретиков исторической социологии Йохана Арнасона [Арнасон, 2021]. Составителем сборника «Цивилизационные паттерны и исторические процессы» выступил М.В. Масловский, ранее рассматривавший значение идей Арнасона для исторической социологии и исследований международных отношений [Maslovskiy, 2019]. Книга удачным образом объединила важнейшие статьи и эссе исландского социолога с космополитической биографией по методологии цивилизационного анализа, а также любопытные кейс-стади и инсайты о советской версии модерна.
3 Цивилизационный анализ (далее – ЦА) – одна из разновидностей исторической социологии, которая является выражением более общей тенденции в современной социологии, связанной с «культурным поворотом» и принятием относительной автономии культуры. ЦА постулирует сохранение структурирующего воздействия культурного наследия цивилизации, которое рассматривается как не противоречащее модерну. Напротив, воздействие различающихся от цивилизации к цивилизации культурных компонент приводит к появлению различных форм модерна, срывам модернизации, контрмодернам. Структурирующее воздействие культурного наследия не является автоматическим, оно испытывает влияние диффузии идей и культурных кодов из других цивилизаций, не обязательно географически исторически или геополитически близких. Кроме того, на практике этот культурно-цивилизационный микс проявляется лишь в социально-политической борьбе за власть и ее легитимацию.
4 Тем не менее культурная сфера сохраняет свою относительную автономию. Столкновение культурных ортодоксий и гетеродоксий не сводимо к борьбе экономических и политических интересов, но и неотделимо от них. При этом потенциал ЦА вполне достаточен для проведения различия между мифами, инструментально конструируемыми лидерами общественных движений и политических партий для мобилизации сторонников, и коллективными представлениями различных групп, независимо формирующимися «снизу» в рамках народной культуры. Парадокс в том, что и первые, и вторые имеют один источник – культурный микс из цивилизационного наследия, привнесенных в ходе межцивилизационного взаимодействия идей и культурных кодов, а также вновь возникающих гетеродоксий.
5 Несколько упрощая, можно констатировать, что движущей силой социального изменения из перспективы ЦА является опережающая социальную, политическую и экономическую – культурная дифференциация. Апеллируя к противопоставлению социальной и системной интеграции Д. Локвуда, следует отметить, что для современных обществ ЦА постулирует низкий уровень обеих, однако к макросоциальному полиморфизму (разным формам модерна, глобализаций, империй) ведут именно культурные гетеродоксии. Этот источник различий традиционных обществ акцентировал М. Вебер, подчеркивая различие хозяйственных этик мировых религий. Вопреки разнообразным теориям конвергенции, ЦА распространяет аргумент о культурном источнике различий на современные общества.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 787

Оценка читателей: голосов 0

1. Арнасон Й. Цивилизационные паттерны и исторические процессы. М.: НЛО, 2021. [Arnason J. (2021) Civilizational Patterns and Historical Processes. Moscow: NLO. (In Russ.)]

2. Браславский Р.Г. Социологические модели современного цивилизационного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 5. С. 7–40. [Braslavskiy R.G. (2020) Sociological Models of Contemporary Civilizational Analysis. Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 23. No. 5: 7–40. (In Russ.)]. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.5.1

3. Дэвид-Фокс М. Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? // Новое литературное обозрение. 2016. № 4. С. 19–44. [David-Fox M. (2016) Russian/Soviet Modernity: Absent, Common, Alternative or Entangled? Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. No. 4: 19–44. (In Russ.)]

4. Knöbl W. (2010) Path Dependency and Civilizational Analysis: Methodological Challenges and Theoretical Tasks. European Journal of Social Theory. Vol. 13. No. 1: 83–97. DOI: 10.1177/1368431009355862

5. Maslovskiy M. (2019) Russia against Europe: A Clash of Interpretations of Modernity? European Journal of Social Theory. Vol. 22. No. 4: 533–547. DOI: 10.1177/1368431018768623

6. Smith J. (2017) Debating Civilisations: Interrogating Civilisational Analysis in a Global Age. Manchester: Manchester University Press.

7. Spohn W. (2001) Eisenstadt on Civilizations and Multiple Modernity: Review Essay. European Journal of Social Theory. Vol. 4. No. 4: 499–508. DOI: 10.1177/13684310122225280

8. Wagner P. (2010) Multiple Trajectories of Modernity: Why Social Theory Needs Historical Sociology. Thesis Eleven. No. 100: 53–60. DOI: 10.1177/0725513609353705

Система Orphus

Загрузка...
Вверх