Arkhipova A.; Kirzyuk A. Dangerous Soviet Things: Urban Legends and Fears in the USSR. Moscow: New Literary Review, 2020. 536 p. Reviewed by G.S. Shirokalova

 
PIIS013216250014307-0-1
DOI10.31857/S013216250014307-0
Publication type Review
Source material for review Архипова А., Кирзюк А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 536 с.
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher; Leading Researcher of the International Interdisciplinary Research Laboratory for the Study of World and Regional Social Processes; Head of the Department of History, Philosophy and Sociology
Affiliation:
Volga Branch of FCTAS RAS
N. A. Dobrolyubov NGLU
Nizhny Novgorod State Agricultural Academy
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 5
Pages162-166
Abstract

    

Keywords
Received25.05.2021
Publication date28.06.2021
Number of characters14383
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Рецензируемая монография – результат большого труда известных фольклористов и антропологов – ценна не столько количеством собранных разных слухов/городских легенд, а структурностью их анализа. Прослеживается историческая преемственность и обусловленность появления «опасных вещей» на разных континентах и в разные времена. Книга читается легко благодаря удачному сочетанию научного языка, содержания предмета исследования и самоиронии авторов. Шутливый посыл авторов к Гоголю в ответ на вопрос: «А зачем это изучать?» «прикрывает» весьма важную проблему: как связаны слухи с социальной стабильностью и сплоченностью граждан вокруг государства. По этой причине работа об «опасных вещах» ценна информационной базой для обществоведов всех направлений. Изучаемые фантомы общественного сознания предстают «в одной связке» с процессами, разрушавшими СССР, а сейчас угрожающими целостности России, в значении гражданского единства. Именно с этих позиций мы и будем анализировать данную монографию.
2 На первый взгляд, это парадоксальное заявление: как слухи о джинсах, зараженных вшами, личинках в теле африканцев, жвачках с толченым стеклом (с. 4) и т.п. могли повлиять на общественную атмосферу в советском образованном или российском «продвинутом» обществе? Но, проанализировав обильный материал, авторы делают вывод, что слухи/легенды позволяют «решить сразу две задачи: они дают понятное и непротиворечивое объяснение ситуации и указывают, на какой объект можно направить накопившийся гнев. Слухи и городские легенды, по мнению авторов, возникают и распространяются потому, что люди в них нуждаются. Поэтому книга и посвящена вопросам: как в СССР возникали тексты об опасных вещах, объектах и явлениях, по какой причине они становились популярными и как они влияли на поведение людей (с. 9). Речь именно об опасности вещей и явлений, с которыми советский человек реально встречался в повседневной жизни. Например, легенды о Черной «Волге с номерами ССД — смерть советским детям, забирающей/ворующей детей» (с. 386).
3 Свидетельствующие о слабости (?) государства слухи и легенды перемежались с нелицеприятными характеристиками руководства страны, указывая, что правильно фиксируют авторы, объект для гнева. Главным поставщиком слухов была Москва. Возвращавшихся из командировки ждал первый вопрос: что говорят? Авторы пишут: «… городскую легенду распространяют все, и у нее нет жестких социальных границ… легенды рассказывали и жители коммуналок, и советская номенклатура, их обсуждали на экстренных заседаниях ЦК и обкомов и рассказывали ночью в спальне пионерского лагеря» (с. 21). Обсуждение слухов в партийных органах показывает, что их значение в формировании общественного мнения населения хорошо осознавалось и требовало ответной реакции. Но была ли она адекватной?

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 579

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up