Воспроизводство социальной структуры вооруженных сил в системе военного профессионального образования

 
Код статьиS013216250014043-0-1
DOI10.31857/S013216250011053-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы81-91
Аннотация

Предпринимается попытка проанализировать направления модернизации военного профессионального образования – социального института воспроизводства социальной структуры Вооруженных сил РФ – в представлении военного истеблишмента. Приведены результаты контент-анализа интервью должностных лиц Министерства обороны РФ 2009–2020 гг., посвященных проблемам военного профессионального образования в России. По мнению военных экспертов, военное образование призвано воспроизводить традиционную социальную структуру Вооруженных сил, развивая в курсантах командирские и морально-психологические качества, недоступные гражданским специалистам. Гражданские вузы воспринимаются экспертами лишь как резервный источник подготовки военных кадров в кризисные периоды. Социальный запрос на интеграцию женщин в военную профессию не находит отклика в военном ведомстве, эксперты чаще всего поддерживают гендерную сегрегацию в армии. Попытки укрепления профессионального статуса сержантов, прапорщиков и мичманов путем получения ими среднего профессионального образования скорее способствуют маргинализации данной категории военнослужащих.

Ключевые словавоенная социология, социальная структура вооруженных сил, военное профессиональное образование, гражданско-военные отношения
Получено26.02.2021
Дата публикации25.03.2021
Кол-во символов26023
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема изменения социальной структуры современной армии. С середины XX в. содержание военной профессии и внутренняя социальная структура вооруженных сил претерпевали трансформации, связанные с интенсивным научно-техническим развитием военного дела, расширением спектра сил и средств ведения вооруженной борьбы и демократизацией общества. Классическое содержание военной профессии, сформулированное С. Хантингтоном как организация, оснащение и обучение военной силы, планирование её деятельности, руководство её действиями в бою и вне его [Huntington, 1957: 7–18], с учетом научно-технического развития военного дела дополняется М. Яновицем инженерными компетенциями. Эталонным образом военного продолжает оставаться командир, патриот, непосредственный организатор и участник военных миссий, однако в социальной структуре армии увеличивается количество инженеров в погонах и гражданских специалистов [Janowitz, 1959: 30–33]. В начале 1990-х гг. на Западе фиксируется окончательный переход на контрактную систему комплектования, сокращение воинского контингента и «огражданивание» отдельных категорий военнослужащих, чьи навыки легко доступны на гражданском рынке труда [Heinecken, 2008].
2 Глубокое разделение воинского труда и сближение с гражданскими структурами при сохранении специфических военных компетенций отмечается и отечественными военными социологами [Бондаренко, 2002; Смелик, 2000]. В этих условиях повышается роль гражданских вузов и научно-педагогических кадров в подготовке специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) [Чукин, 2018; Лурье, 2014]. В настоящее время взаимодействие армии с ведущими гражданскими образовательными организациями осуществляется в форме подготовки ими военных кадров по наукоёмким инженерным специальностям и обмена педагогическим опытом.
3 С ростом технической оснащенности армий, делающей воинский труд всё менее связанным с физическими возможностями человека, расширяется представленность женщин в вооруженных силах различных стран [Гербач, 2018; Woodruff, Kelty, 2017; Smith, Rosenstein, 2016]. Интеграция женщин в военную профессию, наряду с представленностью в армии различных слоев общества по признакам социально-экономического класса, политической принадлежности, географического региона, сексуальной ориентации, расы, возраста, языка и т.д., выступает важным индикатором демократизации общества, что способствует укреплению взаимопонимания армии и общества [Heinecken, 2006].
4 К тенденциям изменения социальной структуры вооруженных сил относится также профессионализация унтер-офицерского состава [Caforio, 2006], чья деятельность в высокотехнологичной армии требует продолжительной специальной подготовки. В ходе реформы министра обороны А.Э. Сердюкова в 2008–2012 гг. в ВС РФ была предпринята попытка создать новую категорию «профессиональных сержантов», которые должны были заменить офицеров, мичманов и прапорщиков на должностях младших командиров и техников [Леонцев, 2011; Капустин, 2017].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

1. Белошицкий А.В., Карлова Е.Н. Подготовка научно-педагогических кадров в высшей военной школе: социальные факторы эффективности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2019. № 3. С. 23–27.

2. Бондаренко В.Ф. Специализация и диверсификация внутри военной организации // Социологические исследования. 2002. № 12. C. 73–76.

3. Гербач Ж.В. Институализация военнослужащих женского пола в современной российской армии // Проблемы социологии. 2018. №1. С. 179–183.

4. Капустин В.В. Социальное проектирование подготовки сержантов в системе военного среднего специального образования // Военно-социологические исследования: современные подходы и концепции: монография. Под общ. ред. Л.В. Певеня. М.: Военный университет, 2017. С.139–149.

5. Леонцев Г.В. О подготовке сержантов по программам среднего профессионального образования // Военная мысль. 2011. № 10. С. 54–61.

6. Лурье Л.И. Взаимообогащение гражданского и военного образования в процессе инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 4. С. 66–70.

7. Смелик Р.Г. Характер и содержание воинского труда // Вестник Омского университета. 2000. № 2. С.107–111.

8. Чукин С.Г. Военное образование как социокультурный институт // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9. С. 296–303.

9. Caforio G. Trends and Evolution in the Military Profession // Social sciences and the military: An Interdisciplinary Overview. New York: Routledge, 2006. P. 181–196.

10. Heinecken L. Discontent Within the Ranks?: Officers' Attitudes Toward Military Employment and Representation – A Four-Country Comparative Study // Armed Forces and Society. 2008. Vol. 35(3). P. 477–500.

11. Heinecken L., Soeters J. Managing Diversity: From Exclusion to Inclusion and Valuing Difference // Handbook of the Sociology of the Military. Handbooks of Sociology and Social Research. Ed. by Caforio G., Niciari M. Cham: Springer, 2018. P. 327–339.

12. Huntington S.P. The soldier and the state: the theory and politics of civil-military relations. Cambrige: The Balknap Press of Harvard University Press, 1957.

13. Janowitz M. Sociology and the military establishment. New York: Russell Sage Foundation. 1959.

14. Janowitz M. The Professional Soldier: A Social and Political Portrait. New York: Free Press, 1964.

15. Johnson-Freese J. Educating America’s Military London: Routledge, 2013.

16. Levy G., Sasson-Levy O. Militarized Socialization, Military Service, and Class Reproduction: The Experiences of Israeli Soldiers // Sociological Perspectives, 2008. Vol. 51(2). P. 349–374.

17. Malinovskiy S., Shibanova E. Higher Education in Russia: Highly Available, Less Accessible // International Briefs for Higher Education Leaders Issue 8. Washington: Center for Internationalization and Global Engagement (CIGE), 2019. P.20–22.

18. Smith D.G., Rosenstein Judith E. Gender and the Military Profession: Early Career Influences, Attitudes, and Intentions // Armed Forces and Society. 2017. Vol. 43 (2). P. 260–279.

19. Woodruff Т., Kelty R. Gender and Deployment Effects on Pro-Organizational Behaviors of U.S. Soldiers // Armed Forces and Society. 2017. Vol. 43 (2). P. 280–299.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх