«Усталость сострадать» в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19)

 
Код статьиS013216250012269-8-1
DOI10.31857/S013216250012269-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы46-56
Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в практиках медиапотребления активных пользователей Интернета и социальных сетей, проведенного весной 2020 г. методом онлайн-опроса. В качестве кейса анализировались используемые современными СМИ стратегии проблематизации ситуации распространения COVID-19. Актуальность обращения к данной теме обусловлена двумя основными обстоятельствами: слабой разработанностью проблематики сложных и нелинейных отношений медиа и аудитории в российском социологическом дискурсе и беспрецедентной медико-социальной ситуацией, сопровождавшейся чрезмерной активностью СМИ. В результате в целевой группе был обнаружен эффект «усталости сострадать» уже в течение первого месяца эпидемии как реакция на содержание медиасообщений, описаны его проявления и некоторые детерминанты, выявлены гендерные и возрастные различия в восприятии информации о коронавирусе и способах эмоционального реагирования. Исследование зафиксировало рост усталости и раздражения среди респондентов, связанный с целенаправленным уклонением от получения новых сведений. Значимым фактором эмоционального выгорания является оценка новостей о коронавирусе как драматичных и сенсационных. При этом контент Интернет-ресурсов оценивается более негативно по сравнению с телевизионным и в большей степени вызывает отрицательные переживания. Полученные данные свидетельствуют о резистентности активных интернет-пользователей к мобилизации с помощью стратегий драматизации, применяемых СМИ. Достаточно быстрое эмоциональное выгорание аудитории в первую волну эпидемии объясняется тем, что сегодня «усталость сострадать» становится априорной установкой, а современные практики медиапотребления могут быть описаны с помощью метафоры серфинга на гребне информационных волн.

Ключевые слова«усталость сострадать», интернет-пользователи, медиапотребление, проблематизация, COVID-19, социальные сети, вовлеченность
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00132).
Получено20.06.2021
Дата публикации29.06.2021
Кол-во символов36105
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1412

Оценка читателей: голосов 0

1. Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации / Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Казан. ун-т, 2000. С. 185–186. [Lazarsfeld P.F., Merton R.K. (2000) Narcotizing dysfunction of mass communication. In: Mass Сommunication and Social Problems. Trasl. From Eng., Compl. by I.G. Yasaveev. Kazan: Kazansk. un-t: 185–186. (In Russ.)]

2. Borer T. A. (2012) Introduction: Willful ignorance – news production, audience reception and responses to suffering. In: Borer T.A. (ed.). (2012) Media, mobilization, and human rights: Mediating suffering. New York: Zed Books.

3. Haavisto C., Maasilta M. (2015) Towards a Journalism of Hope? Compassion and Locality in European Mediations of Distant Suffering. Critical Arts. Vol. 29. No. 3: 327–341. DOI: 10.1080/02560046.2015.1059548

4. Hilgartner S., Bosk Cl. (1988) The Rise and the Fall of Social Problems. A Public Arenas Model. American Journal of Sociology. Vol. 94. No. 1: 53–78. DOI: 10.1086/228951

5. Hoijer B. (2004) The Discourse of Global Compassion: The Audience and Media Reporting of Human Suffering. Media, Culture and Society. Vol. 26. No. 4: 513–531. DOI: 10.1177/0163443704044215

6. Kinnick K.N., Krugman D.M., Cameron G.T. (1996) Compassion Fatigue: Communication and Burnout toward Social Problems. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 73. No. 3: 687–707. DOI: 10.1177/107769909607300314

7. Maier S.R. (2015) Compassion Fatigue and the Elusive Quest for Journalistic Impact: A Content and Reader-Metrics Analysis Assessing Audience Response. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 92. No. 3: 700–722. DOI: 10.1177/1077699015599660

8. McIntyre K. (2017) Motivating News Audiences: Shock them or provide them with solutions? Communication & Society. Vol. 30. No.1: 39–56. DOI: 10.15581/003.30.1.39-56

9. McIntyre K. (2019) Solutions Journalism. Journalism Practice. Vol. 13. No. 1: 16–34. DOI: 10.1080/17512786.2017.1409647

10. Moeller S.D. (1999) Compassion Fatigue: How the Media Sell Disease, Famine, War and Death. New York: Routledge.

11. Ong J.C. (2014) «Witnessing» or «Mediating» Distant Suffering? Ethical Questions across Moments of Text, Production, and Reception. Television & New Media. Vol. 15. No. 3: 179–196. DOI: 10.1177/1527476412454687

12. Seu B. (2003) Your Stomach Makes You Feel That You Don’t Want to Do Anything about It’: Desensitization, Defense Mechanisms and Rhetoric in Response to Human Rights Abuses. Journal of Human Rights. Vol. 2: 183–196.

13. Tester K. (2001) Compassion, Morality and the Media. Buckingham: Open University Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх