«Усталость сострадать» в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19)

 
Код статьиS013216250012269-8-1
DOI10.31857/S013216250012269-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы46-56
Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в практиках медиапотребления активных пользователей Интернета и социальных сетей, проведенного весной 2020 г. методом онлайн-опроса. В качестве кейса анализировались используемые современными СМИ стратегии проблематизации ситуации распространения COVID-19. Актуальность обращения к данной теме обусловлена двумя основными обстоятельствами: слабой разработанностью проблематики сложных и нелинейных отношений медиа и аудитории в российском социологическом дискурсе и беспрецедентной медико-социальной ситуацией, сопровождавшейся чрезмерной активностью СМИ. В результате в целевой группе был обнаружен эффект «усталости сострадать» уже в течение первого месяца эпидемии как реакция на содержание медиасообщений, описаны его проявления и некоторые детерминанты, выявлены гендерные и возрастные различия в восприятии информации о коронавирусе и способах эмоционального реагирования. Исследование зафиксировало рост усталости и раздражения среди респондентов, связанный с целенаправленным уклонением от получения новых сведений. Значимым фактором эмоционального выгорания является оценка новостей о коронавирусе как драматичных и сенсационных. При этом контент Интернет-ресурсов оценивается более негативно по сравнению с телевизионным и в большей степени вызывает отрицательные переживания. Полученные данные свидетельствуют о резистентности активных интернет-пользователей к мобилизации с помощью стратегий драматизации, применяемых СМИ. Достаточно быстрое эмоциональное выгорание аудитории в первую волну эпидемии объясняется тем, что сегодня «усталость сострадать» становится априорной установкой, а современные практики медиапотребления могут быть описаны с помощью метафоры серфинга на гребне информационных волн.

Ключевые слова«усталость сострадать», интернет-пользователи, медиапотребление, проблематизация, COVID-19, социальные сети, вовлеченность
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00132).
Получено20.06.2021
Дата публикации29.06.2021
Кол-во символов36105
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Актуальность и постановка проблемы.

2 Развитие средств массовой коммуникации в XX в. сформировало потребителя новостей, стремящегося быть в курсе последних событий. XXI в. с его экспансией Интернета и социальных сетей не только превратил пассивного реципиента информационного контента в активного и креативного просьюмера, но и сделал принципиально невозможным его выход из насыщенного медиапространства. Непрерывное восприятие, транслирование и производство сообщений развлекательного и новостного характера порождают страх упустить что-нибудь важное (FOMO – fear of missing out – англ.). Это выражается в потребности постоянно оставаться «на связи». Бурное развитие традиционных и цифровых информационных источников, в роли которых выступают и сами пользователи, обострило и без того жесткую конкуренцию между ними за общественное внимание. Стремясь привлечь и удержать интерес аудитории, ограниченный в том числе размерами «лишнего сострадания» («surplus compassion») [Hilgartner, Bosk, 1988], медиа отбирают, интерпретируют и представляют общественности острые вопросы повестки дня, а синергия коммуникационных каналов усиливает воздействие информационных потоков. Применяя различные стратегии проблематизации, СМИ не только формируют у публики картину мира, но и вызывают интенсивный эмоциональный отклик, инициируют социальную активность.
3 Вопросы эффективности воздействия медиа на аудиторию занимают значительную нишу в исследованиях массовых коммуникаций. При этом остаются лакуны в понимании и объяснении сложных, нелинейных отношений между реципиентами информационного контента и источником сообщений. Одним из малоизученных феноменов является эффект «усталости сострадать», под которым понимают реакцию аудитории на насыщение медиапространства негативной информацией о драматичных событиях и социальных проблемах. Как правило, это выражается в формировании утомления и безразличия, сопровождающихся целенаправленным отказом от получения новостей, отчуждением и нежеланием инициировать коллективные действия, направленные на изменение ситуации [Borer, 2012; McIntyre, 2017; McIntyre, 2019; Moeller, 1999; Tester, 2001]. Именно об «усталости сострадать» проблеме COVID-19 в период первой волны эпидемии со стороны активных пользователей интернета пойдет речь в данной статье. Актуальность темы обусловлена двумя основными обстоятельствами.
4 Во-первых, реакции эмоционального выгорания публики в результате опосредованной коммуникации зачастую ускользают от взгляда отечественных ученых. Поиск по словосочетанию «усталость сострадать» в базе данных РИНЦ выдает восемь релевантных публикаций, содержащих лишь два эмпирических социологических кейса. В зарубежных исследованиях массовых коммуникаций и социальных проблем еще со времен Р. Мертона и П. Лазасфельда [Лазарсфельд, Мертон, 2002] этой проблематике уделяется большое внимание. «Усталость сострадать» рассматривается и как пассивный ответ массовой аудитории, противопоставляемый интересу, вовлеченности и энтузиазму [Haavisto, Maasilta, 2015], и как «активный взгляд в сторону» [Seu, 2003]. Она может быть длительной или мгновенной, глобальной или локальной реакцией, индивидуальной практикой или коллективной установкой. Большинство работ посвящены поиску факторов, детерминирующих рассматриваемый эффект. Как правило, ученые сосредотачиваются на анализе содержания медиасообщений, связывая эмоциональный отклик публики со способами репрезентации ситуаций [Maier, 2015; Ong, 2014] и различными журналистскими техниками [Haavisto, Maasilta, 2015; McIntyre, 2017].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации / Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Казан. ун-т, 2000. С. 185–186. [Lazarsfeld P.F., Merton R.K. (2000) Narcotizing dysfunction of mass communication. In: Mass Сommunication and Social Problems. Trasl. From Eng., Compl. by I.G. Yasaveev. Kazan: Kazansk. un-t: 185–186. (In Russ.)]

2. Borer T. A. (2012) Introduction: Willful ignorance – news production, audience reception and responses to suffering. In: Borer T.A. (ed.). (2012) Media, mobilization, and human rights: Mediating suffering. New York: Zed Books.

3. Haavisto C., Maasilta M. (2015) Towards a Journalism of Hope? Compassion and Locality in European Mediations of Distant Suffering. Critical Arts. Vol. 29. No. 3: 327–341. DOI: 10.1080/02560046.2015.1059548

4. Hilgartner S., Bosk Cl. (1988) The Rise and the Fall of Social Problems. A Public Arenas Model. American Journal of Sociology. Vol. 94. No. 1: 53–78. DOI: 10.1086/228951

5. Hoijer B. (2004) The Discourse of Global Compassion: The Audience and Media Reporting of Human Suffering. Media, Culture and Society. Vol. 26. No. 4: 513–531. DOI: 10.1177/0163443704044215

6. Kinnick K.N., Krugman D.M., Cameron G.T. (1996) Compassion Fatigue: Communication and Burnout toward Social Problems. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 73. No. 3: 687–707. DOI: 10.1177/107769909607300314

7. Maier S.R. (2015) Compassion Fatigue and the Elusive Quest for Journalistic Impact: A Content and Reader-Metrics Analysis Assessing Audience Response. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 92. No. 3: 700–722. DOI: 10.1177/1077699015599660

8. McIntyre K. (2017) Motivating News Audiences: Shock them or provide them with solutions? Communication & Society. Vol. 30. No.1: 39–56. DOI: 10.15581/003.30.1.39-56

9. McIntyre K. (2019) Solutions Journalism. Journalism Practice. Vol. 13. No. 1: 16–34. DOI: 10.1080/17512786.2017.1409647

10. Moeller S.D. (1999) Compassion Fatigue: How the Media Sell Disease, Famine, War and Death. New York: Routledge.

11. Ong J.C. (2014) «Witnessing» or «Mediating» Distant Suffering? Ethical Questions across Moments of Text, Production, and Reception. Television & New Media. Vol. 15. No. 3: 179–196. DOI: 10.1177/1527476412454687

12. Seu B. (2003) Your Stomach Makes You Feel That You Don’t Want to Do Anything about It’: Desensitization, Defense Mechanisms and Rhetoric in Response to Human Rights Abuses. Journal of Human Rights. Vol. 2: 183–196.

13. Tester K. (2001) Compassion, Morality and the Media. Buckingham: Open University Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх