Is the "Twilight of Memory" Inevitable?

 
PIIS013216250011508-1-1
DOI10.31857/S013216250011508-1
Publication type Review
Source material for review Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.
Status Published
Authors
Occupation: Head of the International Cross-Disciplinary Laboratory “Research Methods in Social Science”; Professor
Affiliation:
Linguistics University of Nizhny Novgorod
Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages166-171
Abstract

The review of the collective monograph "Thank you great-grandfather for the Victory..." reveals the significance of the theme of the World War II (in relation to Russia it is first of all The Great Patriotic War) for the modern generation of young people. The social relevance of the monograph, its content value, empirical and theoretical richness are justified. The discussion points of the book are shown, the potentials of work on the sociological problems of collective memory of the Great Patriotic War are revealed. The author shows that the modern era is a crisis for the memory of the Great Patriotic War. The memory of generations is replaced by historical memory, because among us there are almost no living participants in the events of 80 years ago. In these circumstances, the scientific community has a special responsibility to ensure that the" twilight of memory " does not come.

Keywordshistorical memory, the Great Patriotic war, student youth, Patriotic education, monitoring
Received24.02.2021
Publication date25.03.2021
Number of characters17843
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В рецензируемой коллективной монографии1 представлены итоги мониторинга, проведенного Российским обществом социологов (РОС) в 2020 г. и приуроченного к 75-летию великой Победы. Обработка материалов исследования (N=10065: студентов вузов, студентов СПО, школьников 8–11 классов, сбор – конец 2019 – начало 2020 гг.) проходила в тот сложный период, когда не только Россия, но и большая часть мира, накануне 75-й годовщины Победы погрузились в самоизоляцию. Нужно признать, что в СМИ в это время появилось много достоверной и интересной информации о войне, документальных и художественных фильмов, отличающихся объективностью и непредвзятостью. Но на обыденном уровне пандемия затмила тему Победы и исторической памяти. Не состоялись (или были проведены в ограниченном измененном формате) такие значимые события, как Парад Победы, школьные, вузовские мероприятия, посвященные Победе, шествие Бессмертного полка... В сложившихся условиях социологи стремились понять, действительно ли тема Великой Отечественной войны постепенно уходит с повестки дня, и пандемия лишь ускорила необратимый процесс. Или же тема по-прежнему актуальна. Материалы монографии не дают прямого ответа, но углубленное знакомство с ее содержанием многое расставляет по своим местам и позволяет делать прогнозы. 1. Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.
2 Авторский коллектив книги включает 46 человек. Уже с первых страниц читатель понимает, что монография, хотя и представляет собою академическое издание, содержит в себе глубоко личное и гуманистическое начало. При этом данная книга прекрасный пример социологической работы. В монографии в развернутом виде обоснованы теоретические и методологические основания социологического мониторинга, систематизированы данные четырех этапов исследования, раскрыты преимущества и слабые стороны онлайн-опросов. Безусловно, возможность применения такого канала коммуникации можно рассматривать как положительное последствие цифровизации. С другой стороны, без непосредственного контакта респондент не может напрямую обратиться к социологу за разъяснениями, поэтому требования к правильному построению анкеты при онлайн-опросе многократно возрастают.
3 В монографии обосновано наблюдение: анкетирование имеет не только исследовательское значение, оно оживляет историческую память современного студента. Инструментами такой «мнемонической реабилитации» являются, в том числе, открытые вопросы, поскольку их использование производит социально значимые эффекты.
4 Основная идея, красной линией проходящая сквозь содержание монографии, – в том, что историческая память о войне живет в народе, составляет ядро его национальной идентичности, а патриотические чувства молодых россиян достаточно сильны. Однако, есть определенные социальные тенденции, которые могут вызвать обеспокоенность. К таким «нюансам» можно отнести, в частности, преобладание ответов «спорно, но обсуждаемо» на вопросы об отношении к осквернению воинских захоронений, памятников солдатам и полководцам, об интерпретации освобождения Прибалтики советскими войсками как «оккупации», о том, что в нападении Германии на СССР якобы виноваты обе стороны и том, что действия бандеровцев и «лесных братьев» могут быть оправданы борьбой народов за свободу против коммунистического режима…

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 657

Readers community rating: votes 0

1. Afanasyeva L.I., Merkushin V.I. (2005) The Great Patriotic War in the Historical Memory of Russians. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies]. No. 5: 11–22. (In Russ.)

2. Rieff D. (2016) In Praise of Forgetting: Historical Memory and Its Ironies. New Haven, CT: Yale University Press.

3. Saralieva Z.Kh., Balabanov S.S. (2005) Patriotic War in the Memory of Three Generations. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies]. No. 11: 29–36. (In Russ.)

4. Saralieva Z.Kh., Shirokalova G.S., Kukonkov P.I. (2015) Students about the Great Patriotic War. Nizhny Novgorod: NISOTS. (In Russ.)

5. Savchenko I.A., Snegireva L.A., Ustinkin S.V. (2017) Historical memory in emotional and research perception. Vast’ [Power]. Vol. 25. No. 10: 112–122. (In Russ.)

6. Thanks to my great-grandfather for the Victory ... (2020) Materials of the IV stage of monitoring "Modern Russian students about the Great Patriotic War": collective monograph. Ed. by Yu.R. Vishnevsky. Yekaterinburg: Ural. un-t. (In Russ.)

7. Toshchenko Zh.T. (2020) What happens to the historical memory of the Great Patriotic War? Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies]. No. 5: 18–22. (In Russ.)

8. Ustinkin S.V. (2017) The Great Patriotic War in the perception of the youth of Russia.  Nauchno-analiticheskiy zhurnal «Obozrevatel'» [Scientific-analytical journal "Observer"]. No. 6 (329): 100–107. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up