«Сумерки памяти» неизбежны?

 
Код статьиS013216250011508-1-1
DOI10.31857/S013216250011508-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник международной междисциплинарной научной лаборатории «Технологии социально-гуманитарных исследований», профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации; профессор кафедры психологии и педагогики
Аффилиация:
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Нижегородская Академия МВД России
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы166-171
Аннотация

В рецензии на коллективную монографию «Спасибо прадеду за Победу...» раскрывается значимость темы Великой Отечественной войны для современного поколения молодежи. Обоснованы актуальность и социальная востребованность монографии, ее содержательная ценность, эмпирическая и теоретическая насыщенность. Показаны дискуссионные моменты книги, раскрыты потенциалы работы над социологической проблематикой коллективной памяти о Великой отечественной войне.

Ключевые словаисторическая память, Великая Отечественная война, студенческая молодежь, патриотическое воспитание мониторинг
Получено24.02.2021
Дата публикации25.03.2021
Кол-во символов17843
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В рецензируемой коллективной монографии1 представлены итоги мониторинга, проведенного Российским обществом социологов (РОС) в 2020 г. и приуроченного к 75-летию великой Победы. Обработка материалов исследования (N=10065: студентов вузов, студентов СПО, школьников 8–11 классов, сбор – конец 2019 – начало 2020 гг.) проходила в тот сложный период, когда не только Россия, но и большая часть мира, накануне 75-й годовщины Победы погрузились в самоизоляцию. Нужно признать, что в СМИ в это время появилось много достоверной и интересной информации о войне, документальных и художественных фильмов, отличающихся объективностью и непредвзятостью. Но на обыденном уровне пандемия затмила тему Победы и исторической памяти. Не состоялись (или были проведены в ограниченном измененном формате) такие значимые события, как Парад Победы, школьные, вузовские мероприятия, посвященные Победе, шествие Бессмертного полка... В сложившихся условиях социологи стремились понять, действительно ли тема Великой Отечественной войны постепенно уходит с повестки дня, и пандемия лишь ускорила необратимый процесс. Или же тема по-прежнему актуальна. Материалы монографии не дают прямого ответа, но углубленное знакомство с ее содержанием многое расставляет по своим местам и позволяет делать прогнозы. 1. Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: коллективная монография / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.
2 Авторский коллектив книги включает 46 человек. Уже с первых страниц читатель понимает, что монография, хотя и представляет собою академическое издание, содержит в себе глубоко личное и гуманистическое начало. При этом данная книга прекрасный пример социологической работы. В монографии в развернутом виде обоснованы теоретические и методологические основания социологического мониторинга, систематизированы данные четырех этапов исследования, раскрыты преимущества и слабые стороны онлайн-опросов. Безусловно, возможность применения такого канала коммуникации можно рассматривать как положительное последствие цифровизации. С другой стороны, без непосредственного контакта респондент не может напрямую обратиться к социологу за разъяснениями, поэтому требования к правильному построению анкеты при онлайн-опросе многократно возрастают.
3 В монографии обосновано наблюдение: анкетирование имеет не только исследовательское значение, оно оживляет историческую память современного студента. Инструментами такой «мнемонической реабилитации» являются, в том числе, открытые вопросы, поскольку их использование производит социально значимые эффекты.
4 Основная идея, красной линией проходящая сквозь содержание монографии, – в том, что историческая память о войне живет в народе, составляет ядро его национальной идентичности, а патриотические чувства молодых россиян достаточно сильны. Однако, есть определенные социальные тенденции, которые могут вызвать обеспокоенность. К таким «нюансам» можно отнести, в частности, преобладание ответов «спорно, но обсуждаемо» на вопросы об отношении к осквернению воинских захоронений, памятников солдатам и полководцам, об интерпретации освобождения Прибалтики советскими войсками как «оккупации», о том, что в нападении Германии на СССР якобы виноваты обе стороны и том, что действия бандеровцев и «лесных братьев» могут быть оправданы борьбой народов за свободу против коммунистического режима…

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 655

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. №5. С. 11–22.

2. Савченко И.А., Снегирева Л.А., Устинкин С.В. Историческая память в эмоциональном и исследовательском восприятии // Власть. 2017. Т. 25. № 10. С. 112–122.

3. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Отечественная война в памяти трех поколений // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 29–36.

4. Саралиева З.Х., Широкалова Г.С., Куконков П.И. Учащиеся о Великой Отечественной войне. Н. Новгород: НИСОЦ, 2015.

5. Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: коллективная монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2020.

6. Тощенко Ж.Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной войне? // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 18–22.

7. Устинкин С.В. Великая Отечественная война в восприятии молодёжи России // Научно-аналитический журнал «Обозреватель». 2017. № 6 (329). С. 100–107.

8. Rieff D. In Praise of Forgetting: Historical Memory and Its Ironies. New Haven, CT: Yale University Press, 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх