Питирим Сорокин, Макс Вебер и веберианцы: по следам теоретической дискуссии в немецкой социологии

 
Код статьиS013216250011503-6-1
DOI10.31857/S013216250011503-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и истории социологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 4
Страницы85-94
Аннотация

С использованием малоизученных материалов немецкой социологии реконструируется теоретическая дискуссия П.А. Сорокина и веберианцев по вопросу генезиса капитализма и принципа свободы социологии от ценностных суждений, дается их историко-социологическая и теоретическая оценка с учетом современного знания. Автор показал, что критика П.А. Сорокиным веберовской теории генезиса капитализма вносит в дискуссию требование более широкого взгляда на причины возникновения и развития рыночной экономики и капиталистической трудовой этики, нежели религиозная реформация в Европе XVI-XVII вв. Необходим учет факторов культуры этики, морали. Ряд высказанных тогда положений демонстрируют несомненную актуальность для суждений ученых о современном этапе развития человечества.

Ключевые словаМ. Вебер, П.А. Сорокин, социальные ценности, история социологии, немецкая социология, развитие и судьбы капитализма
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00451. Автор признателен руководителю Архива социальных наук в Констанце, Германия, д-ру Йохену Дрееру (Sozialwissenschaftliches Archiv Konstanz, BRD, Dr. Jochen Dreher) за помощь в сборе материала.
Получено21.04.2021
Дата публикации04.05.2021
Кол-во символов31425
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Предварительные методологические замечания.

2 Русско-американский социолог П.А. Сорокин (1889-1968) считал свою теоретическую систему самостоятельной в мировой социальной мысли, в развитии которой он деятельно участвовал после высылки из Советской России в 1922 г. Дискуссия о его социологии в Германии, прежде всего с немецкими последователями исторической социологии М. Вебера (1864-1920), завязалась после выхода в свет на немецком языке книг «Социология революции» (1928) и «Современные социологические теории» (далее – «Теории», 1931).
3 В анализе материалов дискуссии используется понятие теоретической позиции и концепция двойной логической структуры теории московского логика А.А. Ивина (1939-2018): оценочные высказывания и дедуктивный вывод самостоятельные структуры теории с особыми функциями, подчиняющиеся общей логике теоретических высказываний [Ивин, 2004: 199-200]. Применяются принятые в истории социологии методы анализа документов, учитывается накопленный опыт исследования данной тематики.
4

Веберианские критические замечания о социологии революций П.А. Сорокина.

5 Большинство немецких рецензий на книгу «Социология революции» написаны с точки зрения исторической социологии – научной парадигмы, создателями которой были М. Вебер, В. Зомбарт и другие немецкие обществоведы. В качестве примера такой критики отметим высказывания философа и социолога Ф. Степуна (Дрезден) в статье (не рецензии) о смысле революции. Он полагает, что идеально-типическая методология М. Вебера эффективнее индуктивных обобщений (их использует П.А. Сорокин в книге). Идеально-типическая методология не требует исчерпывающей полноты охвата рассматриваемых исторических событий. Социолог и славист Н.Н. Бубнов (N. von Bubnoff, 1880-1962, Гейдельберг) в рецензии подчеркивает познавательную эффективность понятия исторического времени, которого в исследовании П.А. Сорокина как такового нет: революции моментально ломают поведенческие привычки, влекут за собой одичание масс и деградацию общества. Он противопоставляет номотетическому методу П.А. Сорокина понимающую социологию, изучающую «не бесценностную реальность, как естествоиспытатели, а, главным образом, общество как носителя культурных ценностей» [Bubnoff, 1928: 389].
6 Авторитетный последователь М. Вебера социолог и историк Альфред Мойзель (1896-1960, после войны видный историк, ГДР), в обстоятельной рецензии в веберовском «Архиве социальных наук и социальной политики (далее Архив)» раскрывает различие между исторической социологией М. Вебера и социологией революции П.А. Сорокина, отметив неудачную композицию всего сочинения. Глава о причинах революции, «одна из наиболее научных во всей работе», помещена в конце книги. Поэтому предшествующие главы напоминают рецензенту древние хроники: читая о жутких злодеяниях во время революции, мы вопрошаем, «как такое возможно на свете, потому что не знаем, почему произошло именно так» [Meusel, 1928: 206–207].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: В. Даль, 2017.

2. Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука, 2003.

3. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин в Праге // Питирим Александрович Сорокин / Под ред. В.В. Сапова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 388–415.

4. Зотов А. А. Религия и религиозность в исследовании В. Парето и Дж. Рака // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 130–139.

5. Ивин А.А. Логика для юристов: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2004.

6. Мертон Р. Питирим Александрович Сорокин – корифей социологической мысли ХХ в. // Питирим Александрович Сорокин / Под ред. В.В. Сапова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 140–152.

7. Пленков О. Ю. Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время). СПб.: В. Даль, 2014.

8. Пленков О.Ю. Государство и общество в Третьем рейхе. Проект национал-социализма. СПб.: В. Даль, 2017. С. 307-308.

9. Сорокин П.А. Социология и этика. Перевод с английского В.В. Сапова // Наследие. 2017. № 2 (11). С. 158–162.

10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М,: Академ. проект, 2017.

11. Степун Ф.А. Религиозный смысл революции // Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 377–398.

12. Троицкий К.Е. Макс Вебер как Анти-Толстой // Этическая мысль. Вып. 14. М., 2014. С. 200–216.

13. Bubnoff von N. Die Soziologie der Revolution by Pitirim Sorokin, Hans Kaßpohl // Zeitschrift für die Gesamte Staatswissenschaft. Bd 85. Nr. 2. 1928. S. 387–391.

14. Carstens U. Ferdinand Tönnies: Friese und Weltbürger: eine Biografie. Norderstedt: Books on Demand, 2005.

15. Jenny E. Sorokin P. Die Soziologie der Revolution. Ins deutsche übersetzt von Dr. Hans Kasspohl. München: J.F. Lehmanns Verlag, 1928. // Zeitschrift für Völkerpsychologie und Soziologie. 1929. Jg. 5. H. 1. S. 77–79.

16. Meusel A. Sorokin P. Soziologie der Revolution: Rezension // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. Bd 60. 1928. S. 206–210.

17. Sorokin P. Contemporary sociological theories. New York, London: Harper & Brothers, 1928.

18. Sorokin P. Soziologie in Russland // Kölner Viertelsjahreshefte für Soziologie. 1923/24. Jg. 3 H.1. S. 92–93.

19. Sorokin P. Soziologischen Theorien im 19. und 20. Jahrhundert. München: Beck, 1931.

20. Stürmer W. Sorokin P. Soziologische Theorien im 19. und 20. Jahrhundert: Rezension // Theologische Literaturzeitung. 1935. Bd 60. № 20. S. 365–366.

21. Thurnwald R. Sorokin P. Contemporaty Sociological Theories // Zeitschrift für Völkerpsychologie und Soziologie. 1928. Jg.4. H. 2. S. 249–251.

22. Weber M. Brief an H. Rickert vom 24.06.1911 // Max Weber Gesamtausgabe. Bd. II/7.1: Briefe 1911–1912 / Hrsg. v. M. Lepsius u.а. Tübingen: Mohr, 1998.

23. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tübingen: Mohr, 1988.

24. Wiese L. v. Sorokin P. Soziologischen Theorien im 19. Und 20. Jahrhundert // Kölner Viertelsjahreshefte für Soziologie. 1931. Jg.9. H.4. S.540–546.

25. Wiese L.v. Sorokin P. Contemporate Sociological Theories. London, 1928: Rezension // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. 1929/30. Jg.8. H. 1. S. 109–115.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх