Donati P. Relational Theory of Society: Social Life from a Perspective of Critical Realism. Moscow: PSTGU, 2019. 312 p. Reviewed by D.V. Maltseva

 
PIIS013216250008504-7-1
DOI10.31857/S013216250008504-7
Publication type Review
Source material for review Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Head of the International Laboratory for Applied Network Research
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 2
Pages169-171
Abstract

        

Keywords
Received27.02.2020
Publication date16.03.2020
Number of characters9435
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Книга является сборником переводов работ Пьерпаоло Донати – итальянского социолога, профессора Болонского университета, одного из основоположников оригинального подхода к изучению социума — реляционной социологии (relational sociology) или реляционной теории общества (relational theory of society).
2 Важно отметить, что сам подход и ученые, разрабатывающие его, мало знакомы отечественному академическому сообществу. Как следует из названия, которое является калькой с английского “relational sociology”, особое внимание реляционная социология уделяет понятию отношений (от англ. “relation”) – не просто отношениям, а взаимодействиям, транзакциям между социальными сущностями как динамическим процессам. Развитие этого подхода стало своеобразным ответом быстро развивающемуся с 1970-х гг. направлению структурного анализа социальных сетей (structural social network analysis): «культурный поворот» 1980-х гг. в социальных науках пробудил критику и проблематизацию того, что сетевой анализ принимает во внимание только структурные компоненты отношений (рассматривает «сетевые снимки»), тогда как их культурные аспекты (локальные практики, смыслы, дискурсы, репертуары и нормы) чаще всего остаются за пределами анализа.
3 Помимо работ П. Донати российским исследователям могут быть знакомы имена двух американских социологов, работающих в ключе реляционного подхода: Х. Уайта, предложившего в начале 1990-х гг. оригинальную теорию социального действия, и М. Эмирбайера, провозгласившего в своей программной статье-манифесте 1997 г. необходимость движения к реляционной социологии. Отметим, что с самого начала формирование теоретико-методологических подходов, имеющих реляционную направленность, шло в нескольких интеллектуальных центрах, под руководством ряда знаковых фигур, таких как Г. Баджойт, С. Лафламм, Н. Кроссли, М. Арчер. В связи с этим в настоящее время направление реляционной социологии в целом представляет собой «лоскутное» одеяло представлений о социальных отношениях (рассматриваемых как динамичные и изменяющиеся процессы), имеющих общие основания, но в то же время по-разному понимающих предмет своего исследования. На это указывает и сам П. Донати : «…термин «реляционная социология» используется сейчас в самых разных значениях и во многих случаях становится практически пустым ярлыком» (с.11).
4 Рецензируемая работа представляет собой изложение основных идей реляционной социологии в версии П. Донати. По словам итальянского социолога, при внешней схожести с другими ветвями реляционной социологии (связанной как с общим названием, так и с противопоставлением методологическому индивидуализму и методологическому холизму), предлагаемый им подход значительно отличается, поскольку понимает социальные отношения не как транзакции (взаимодействия, обмены, взаимозависимости), а как эмерджентные эффекты (нечто «третье», с. 32), происходящие из процессов, в которых и субстанции, и отношения одинаково реальны. Поскольку отношения, по автору, это реальность sui generis, реляционный подход нужно отличать от реляционистского, где отношения понимаются как продукт смешения индивидуальных действий и социальных структур: «Моя теория трактует социальные отношения как реальность, которая переплетает элементы, порожденные природой, с эффектами, порожденными сетями, которые соединяют агентов/акторов» (с. 18). Отсюда и цель реляционной теории общества – «понять и объяснить связь между социальным морфогенезом отношений, составляющих общество, и эмерджентными структурами, которые характеризуют конкретное общество с точки зрения его отличия от других обществ» (с.23).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 1400

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up