Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.

 
Код статьиS013216250008504-7-1
DOI10.31857/S013216250008504-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Донати П. Реляционная теория общества: социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Cост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019. 312 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зам. зав. Международной лаборатории прикладного сетевого анализа
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы169-171
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено27.02.2020
Дата публикации16.03.2020
Кол-во символов9435
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Книга является сборником переводов работ Пьерпаоло Донати – итальянского социолога, профессора Болонского университета, одного из основоположников оригинального подхода к изучению социума — реляционной социологии (relational sociology) или реляционной теории общества (relational theory of society).
2 Важно отметить, что сам подход и ученые, разрабатывающие его, мало знакомы отечественному академическому сообществу. Как следует из названия, которое является калькой с английского “relational sociology”, особое внимание реляционная социология уделяет понятию отношений (от англ. “relation”) – не просто отношениям, а взаимодействиям, транзакциям между социальными сущностями как динамическим процессам. Развитие этого подхода стало своеобразным ответом быстро развивающемуся с 1970-х гг. направлению структурного анализа социальных сетей (structural social network analysis): «культурный поворот» 1980-х гг. в социальных науках пробудил критику и проблематизацию того, что сетевой анализ принимает во внимание только структурные компоненты отношений (рассматривает «сетевые снимки»), тогда как их культурные аспекты (локальные практики, смыслы, дискурсы, репертуары и нормы) чаще всего остаются за пределами анализа.
3 Помимо работ П. Донати российским исследователям могут быть знакомы имена двух американских социологов, работающих в ключе реляционного подхода: Х. Уайта, предложившего в начале 1990-х гг. оригинальную теорию социального действия, и М. Эмирбайера, провозгласившего в своей программной статье-манифесте 1997 г. необходимость движения к реляционной социологии. Отметим, что с самого начала формирование теоретико-методологических подходов, имеющих реляционную направленность, шло в нескольких интеллектуальных центрах, под руководством ряда знаковых фигур, таких как Г. Баджойт, С. Лафламм, Н. Кроссли, М. Арчер. В связи с этим в настоящее время направление реляционной социологии в целом представляет собой «лоскутное» одеяло представлений о социальных отношениях (рассматриваемых как динамичные и изменяющиеся процессы), имеющих общие основания, но в то же время по-разному понимающих предмет своего исследования. На это указывает и сам П. Донати : «…термин «реляционная социология» используется сейчас в самых разных значениях и во многих случаях становится практически пустым ярлыком» (с.11).
4 Рецензируемая работа представляет собой изложение основных идей реляционной социологии в версии П. Донати. По словам итальянского социолога, при внешней схожести с другими ветвями реляционной социологии (связанной как с общим названием, так и с противопоставлением методологическому индивидуализму и методологическому холизму), предлагаемый им подход значительно отличается, поскольку понимает социальные отношения не как транзакции (взаимодействия, обмены, взаимозависимости), а как эмерджентные эффекты (нечто «третье», с. 32), происходящие из процессов, в которых и субстанции, и отношения одинаково реальны. Поскольку отношения, по автору, это реальность sui generis, реляционный подход нужно отличать от реляционистского, где отношения понимаются как продукт смешения индивидуальных действий и социальных структур: «Моя теория трактует социальные отношения как реальность, которая переплетает элементы, порожденные природой, с эффектами, порожденными сетями, которые соединяют агентов/акторов» (с. 18). Отсюда и цель реляционной теории общества – «понять и объяснить связь между социальным морфогенезом отношений, составляющих общество, и эмерджентными структурами, которые характеризуют конкретное общество с точки зрения его отличия от других обществ» (с.23).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1385

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх