Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.

 
Код статьиS013216250008339-5-1
DOI10.31857/S013216250008339-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры политологии и социологии
Аффилиация: Бурятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы161-164
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено18.02.2020
Дата публикации10.03.2020
Кол-во символов10615
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Трудно найти сколько-нибудь крупного социолога-теоретика, не занимавшегося изучением религии. Однако общесоциологическая теория, в самом начале своего развития широко используя религию в своих построениях, к середине ХХ в. практически забросила, как казалось, за ненадобностью, изучение религиозной жизни. XXI в., несмотря на давние прогнозы «отмирания религиозного», стал временем «возвращения» религии в политику, международные отношения, повседневную жизнь. Возникновение новых глобальных религиозных проектов, реорганизация прежних сообществ и идеологий, формирование нового – цифрового – медийного пространства религии, вызвало к жизни разные интерпретации от «возрождения» и «ревитализации» религии до «десекуляризации» общества, культуры и политики. Современные проявления религии настолько многообразны и текучи, что не всегда объяснимы с устоявшихся научных позиций и, кроме того, многообразие концептуальных моделей затрудняет обмен научной информацией между исследователями и коллективами разных отраслей и направлений.
2 Книга известного исследователя религии проф. СПбГУ Е.А. Островской представляет собой довольно редкий в современной России пример научно-популярного изложения социологии религии. Очевидно, что потребность в такой книге назрела давно. В российском обществе (да и не только в нем) происходят активные, а подчас и бурные процессы ревитализации религии. Налицо повышенный интерес и к литературе по религиозной тематике со стороны разных читателей, обращающихся к ней как в поисках жизненного смысла, так и ответов на вопросы о современном состоянии религии в обществе. Огромный потенциал рецензируемой книги состоит в ее просветительском посыле, дающем возможность читателю, запутанному хитросплетениями около/квази/религиозных «писателей» и «исследователей», четкую и ясную перспективу по настоящему научного взвешенного подхода.
3 Елена Александровна взяла на себя ответственность за очень сложную тему – введение в особую научную отрасль – социологию религии. Не секрет, что в сегодняшней российской социологической реальности сосуществуют группы, транслирующие различающееся видение будущего как нашей дисциплины, так и ее предметной области. Перед исследователями религиозной жизни стоят сложные проблемы, для решения которых требуется высокий уровень научной эрудиции, теоретико-методологической подготовки и исследовательской интуиции. Автор ставит перед читателями вопросы, формулирует свою научную и мировоззренческую позицию и предлагает альтернативные варианты. Это требует гражданского мужества, учитывая все возрастающую поляризацию российского общества и обостряющуюся тональность общественной и научной дискуссии, особенно в полемике о религии.
4 Основная проблема, по мнению автора, как можно заключить по прочтению книги, состоит в отрыве исследований религии от основного поля социологии, как в на теоретическом уровне, так и в конкретных исследованиях. Действительно, в социологических исследованиях религиозных явлений часто можно наблюдать недостаточную теоретико-методологическую рефлексию, ограниченную набором ритуального цитирования трудов классиков. Автор «возвращает» социологию религии в «большую» социологию, предлагая ставить религиоведческие вопросы в контексте актуальной общесоциологической проблематики. Вся структура книги построена вокруг перехода от обсуждения устоявшихся тем к постановке новых актуальных вопросов. Так, от классических теорий Е.А. Островская переходит к современным концепциям, от привычного прочтения социальных форм религии – к новым понятиям и типологиям. Что особо важно, автор щедро делится своим исследовательским опытом, дает возможность пройти с ней путь от замысла исследования и теоретических моделей к конкретным кейсам ее собственных работ. В книге представлена вся палитра основных социологических подходов в исследовании религии – от классических до возникших сравнительно недавно. Елена Александровна начинает с детального анализа теоретической проблематики отцов-основателей – К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсона. Часто в отраслевых изданиях теоретики-классики пересказываются в виде обязательных тезисов, вне исторического и политического контекста их творчества, что затрудняет понимание и использование их работ. Здесь представлен более продуктивный подход, в котором концепции религии представлены в рамках развития общей социологической теории, что представляется важным для начинающего исследователя, выстраивающего стратегию собственного исследования.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1070

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх