Ostrovskaya E.A. Sociology of Religion: Introduction. SPb.: Petersburgskoe vostokovedenie, 2018. 320 c. Revieved by T.B. Badmatsyrenov.

 
PIIS013216250008339-5-1
DOI10.31857/S013216250008339-5
Publication type Review
Source material for review Островская Е.А. Социология религии: Введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018.
Status Published
Authors
Occupation: Assoc. Prof. of Department of Political Science and Sociology
Affiliation: Buryat State University
Address: Russian Federation, Ulan-Ude
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 1
Pages161-164
Abstract

          

Keywords
Received18.02.2020
Publication date10.03.2020
Number of characters10615
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Трудно найти сколько-нибудь крупного социолога-теоретика, не занимавшегося изучением религии. Однако общесоциологическая теория, в самом начале своего развития широко используя религию в своих построениях, к середине ХХ в. практически забросила, как казалось, за ненадобностью, изучение религиозной жизни. XXI в., несмотря на давние прогнозы «отмирания религиозного», стал временем «возвращения» религии в политику, международные отношения, повседневную жизнь. Возникновение новых глобальных религиозных проектов, реорганизация прежних сообществ и идеологий, формирование нового – цифрового – медийного пространства религии, вызвало к жизни разные интерпретации от «возрождения» и «ревитализации» религии до «десекуляризации» общества, культуры и политики. Современные проявления религии настолько многообразны и текучи, что не всегда объяснимы с устоявшихся научных позиций и, кроме того, многообразие концептуальных моделей затрудняет обмен научной информацией между исследователями и коллективами разных отраслей и направлений.
2 Книга известного исследователя религии проф. СПбГУ Е.А. Островской представляет собой довольно редкий в современной России пример научно-популярного изложения социологии религии. Очевидно, что потребность в такой книге назрела давно. В российском обществе (да и не только в нем) происходят активные, а подчас и бурные процессы ревитализации религии. Налицо повышенный интерес и к литературе по религиозной тематике со стороны разных читателей, обращающихся к ней как в поисках жизненного смысла, так и ответов на вопросы о современном состоянии религии в обществе. Огромный потенциал рецензируемой книги состоит в ее просветительском посыле, дающем возможность читателю, запутанному хитросплетениями около/квази/религиозных «писателей» и «исследователей», четкую и ясную перспективу по настоящему научного взвешенного подхода.
3 Елена Александровна взяла на себя ответственность за очень сложную тему – введение в особую научную отрасль – социологию религии. Не секрет, что в сегодняшней российской социологической реальности сосуществуют группы, транслирующие различающееся видение будущего как нашей дисциплины, так и ее предметной области. Перед исследователями религиозной жизни стоят сложные проблемы, для решения которых требуется высокий уровень научной эрудиции, теоретико-методологической подготовки и исследовательской интуиции. Автор ставит перед читателями вопросы, формулирует свою научную и мировоззренческую позицию и предлагает альтернативные варианты. Это требует гражданского мужества, учитывая все возрастающую поляризацию российского общества и обостряющуюся тональность общественной и научной дискуссии, особенно в полемике о религии.
4 Основная проблема, по мнению автора, как можно заключить по прочтению книги, состоит в отрыве исследований религии от основного поля социологии, как в на теоретическом уровне, так и в конкретных исследованиях. Действительно, в социологических исследованиях религиозных явлений часто можно наблюдать недостаточную теоретико-методологическую рефлексию, ограниченную набором ритуального цитирования трудов классиков. Автор «возвращает» социологию религии в «большую» социологию, предлагая ставить религиоведческие вопросы в контексте актуальной общесоциологической проблематики. Вся структура книги построена вокруг перехода от обсуждения устоявшихся тем к постановке новых актуальных вопросов. Так, от классических теорий Е.А. Островская переходит к современным концепциям, от привычного прочтения социальных форм религии – к новым понятиям и типологиям. Что особо важно, автор щедро делится своим исследовательским опытом, дает возможность пройти с ней путь от замысла исследования и теоретических моделей к конкретным кейсам ее собственных работ. В книге представлена вся палитра основных социологических подходов в исследовании религии – от классических до возникших сравнительно недавно. Елена Александровна начинает с детального анализа теоретической проблематики отцов-основателей – К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсона. Часто в отраслевых изданиях теоретики-классики пересказываются в виде обязательных тезисов, вне исторического и политического контекста их творчества, что затрудняет понимание и использование их работ. Здесь представлен более продуктивный подход, в котором концепции религии представлены в рамках развития общей социологической теории, что представляется важным для начинающего исследователя, выстраивающего стратегию собственного исследования.

Price publication: 100

Number of purchasers: 1, views: 1076

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up