Paramonova S.P. Sociology of Favoritism. Perm: Perm National Research Polytechnic University, 2018. 406 p. Reviewed by A.V. Vorontsov, E.A. Okladnikova

 
PIIS013216250008338-4-1
DOI10.31857/S013216250008338-4
Publication type Review
Source material for review Парамонова С.П. Социология фаворитизма. Пермь: ПНИПУ, 2018.
Status Published
Authors
Occupation: Honorary Prof.
Affiliation: Herzen State Pedagogical University named after A. I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor, Herzen State Pedagogical University
Affiliation: Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 1
Pages159-161
Abstract

       

Keywords
Received18.02.2020
Publication date10.03.2020
Number of characters7057
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Монографическое исследование о фаворитизме привлекло наше внимание тем, что автор впервые в истории социальной мысли рассмотрела понятие "фаворитизм" именно в фокусе социологического анализа. Более того, в социальной психологии, конфликтологии, политологии распространённый в социальной жизни фаворитизм рассматривался только с феноменологической точки зрения. Автор анализирует это явление в институциональном аспекте, а именно, как систему норм и ценностей, удовлетворяющих одну из насущных потребностей людей – доступ к власти и ресурсам. Её задачей было показать различия в отношении к фаворитизму жителей трёх регионов России: Центрального, Сибирского и Западно-Уральского. В силу того, что социальный фаворитизм – явление глубоко укоренное в общечеловеческом сознании, автор не ставила своей целью описание его проявлений, которые вездесущи, многообразны и универсальны, а сосредоточилась на анализе его социально-психологического и социально-политического содержания.
2 Социальный фаворитизм, по мнению С.П. Парамоновой, – это один из типов социальных связей (в широком смысле – социальной коммуникации), отличительными особенностями которого являются: 1) латентность, неуловимость, что выражалось по мысли автора, в том, что люди не осознают наличие фаворитизма в социальных отношениях. С этим можно спорить, так как многочисленные примеры из политической, экономический и духовной жизни общества, которые С.П. Парамонова приводит на страницах своей монографии, этому утверждению противоречат; 2) стандартизированность; 3) фаворитизм как тип социально-психологических отношений далек от рационализации; 4) коммуникативный характер (фаворитизм − форма социальных обменов, встраивающих латентную социальную стратификацию); 5) универсальность (социальный фаворитизм веками «работает» на уровне межличностных, корпоративных, межнациональных и глобальных отношений. Как неформальный закон-установление, симбиоз «лидер-фаворит» в человеческих отношениях социальный фаворитизм диктует миру, коллективу, группе свои условия.
3 Наиболее полно механизм «работы» фаворитизма, как полагает автор, раскрывается в ситуации борьбы за политическую власть, его функция – обуздание стихийного, эмоционального, аффективного в общественных отношениях.
4 В групповых отношениях, затронутых социальным фаворитизмом, лидер, которого С.П. Парамонова обозначила словом «пантократор», т.е. всевластитель1, взаимодействует с фаворитом. Роль фаворита заключается в неустанной поддержке лидера, при этом он должен исполнять его волю, обеспечивать информацией, выстраивать и охранять иерархию доступа к нему, укреплять его статус. И фаворит охотно всё это исполняет, ибо конечная цель его активности прагматична – овладение ресурсом власти. Именно поэтому, полагает автор, анализ фаворитизма как инструмента выстраивания иерархии отношений доминирования/подчинения часто позволяет сделать прозрачными причины сговоров, санкций, диктата правил социально-политических игр привилегированного меньшинства против большинства, тем самым приблизить нас к пониманию механизмов социального управления. 1. ПАНТОКРАТОР (от греч. pantokrator - всевластитель) 

Price publication: 100

Number of purchasers: 1, views: 1240

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up