Melnikov M.V. Privatization of Public Space: Social and Managerial Aspects. Novosibirsk: NGTU, 2019. 256 p. Reviewed by V.I. Ignatyev

 
PIIS013216250007737-3-1
DOI10.31857/S013216250007737-3
Publication type Review
Source material for review Мельников М.В. Приватизация публичного пространства: социолого-управленческие аспекты: монография. Новосибирск: НГТУ, 20
Status Published
Authors
Occupation: Prof. of the Department of Sociology and Mass Communication
Affiliation: Novosibirsk State Technical University
Address: Russian Federation, Novosibirsk
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 12
Pages148-152
Abstract

               

Keywords
Received29.11.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters17482
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Актуальность изучения публичного пространства обусловлена распространением ограничения доступа людей в этот сектор – его приватизацию. Важно понять причины, социальные последствия и противоречия этой формы приватизации социального пространства, тем более что данная тематика находится на периферии внимания отечественных социологов. Рецензируемый текст является второй монографией М.В. Мельникова, в которой автор продолжил изучение этого социального явления1. 1. См.: Мельников М.В. Приватное и публичное в историческом процессе. Теоретико-социологический анализ: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 396 с.
2 Автор рецензируемой монографии трактует приватизацию не как экономическое явление, но гораздо шире – как социальный феномен и один из важнейших социальных процессов. Приватизация в его понимании – это присвоение общего (ресурса, блага, пространства), дистанцирование от общего (дела, интереса, действия), процесс развития частного, повышение закрытости и секретности. В монографии убедительно показано, что социальный контроль над публичным пространством осуществляется, в основном, представителями групп, обладающих властными ресурсами. М.В. Мельников приходит к выводу, что приватизация публичного пространства “сверху” способствует нарастанию недоверия между представителями различных социальных групп, властными структурами и общественными объединениями.
3 Что побудило автора обосновать значимость своего исследования как самостоятельного и актуального направления современной социологии? По его мнению, первая проблема социологического объяснения социальных истоков, форм и последствий приватизации публичного пространства связана с отсутствием консенсуса в определении и толковании содержания данного социального феномена (с. 15). Вторая проблема состоит в отсутствии в российской социологической литературе традиции применять понятие приватизация по отношению к объектам, не связанным с экономикой. Третья – отсутствие однозначного применения понятия приватизация по отношению к новым объектам (с. 16).
4 Внимание исследователя направлено на поиск уточненных интерпретаций понятий «публичность» и «публичная сфера». Он подчеркивает, что публичность и публичная сферы невозможны, если отсутствуют места, где людям позволительно вести себя как публике, где допускается открытость выражения людьми своих чувств, демонстрация своего состояния. Для адекватного обозначения таких мест необходимо использовать понятия «публичное место» и «публичное пространство» (с. 35). Для раскрытия содержания этих понятий автор обращается к трудам Э. Рельфа, Э. Гофмана, Дж. Урри, Ш. Зукин и др. Границу между публичным местом и публичным пространством зачастую трудно установить. Публичное пространство можно рассматривать как протяженное публичное место. Пространство, доступность и свободное использование которого существенно ограничены, не является настоящим публичным пространством (с. 45).

Price publication: 100

Number of purchasers: 4, views: 1248

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up