Мельников М.В. Приватизация публичного пространства: социолого-управленческие аспекты: монография. Новосибирск: НГТУ, 2019. 256 с.

 
Код статьиS013216250007737-3-1
DOI10.31857/S013216250007737-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Мельников М.В. Приватизация публичного пространства: социолого-управленческие аспекты: монография. Новосибирск: НГТУ, 20
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социологии и массовых коммуникаций
Аффилиация: Новосибирский государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы148-152
Аннотация

         

Ключевые слова
Получено29.11.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов17482
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуальность изучения публичного пространства обусловлена распространением ограничения доступа людей в этот сектор – его приватизацию. Важно понять причины, социальные последствия и противоречия этой формы приватизации социального пространства, тем более что данная тематика находится на периферии внимания отечественных социологов. Рецензируемый текст является второй монографией М.В. Мельникова, в которой автор продолжил изучение этого социального явления1. 1. См.: Мельников М.В. Приватное и публичное в историческом процессе. Теоретико-социологический анализ: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 396 с.
2 Автор рецензируемой монографии трактует приватизацию не как экономическое явление, но гораздо шире – как социальный феномен и один из важнейших социальных процессов. Приватизация в его понимании – это присвоение общего (ресурса, блага, пространства), дистанцирование от общего (дела, интереса, действия), процесс развития частного, повышение закрытости и секретности. В монографии убедительно показано, что социальный контроль над публичным пространством осуществляется, в основном, представителями групп, обладающих властными ресурсами. М.В. Мельников приходит к выводу, что приватизация публичного пространства “сверху” способствует нарастанию недоверия между представителями различных социальных групп, властными структурами и общественными объединениями.
3 Что побудило автора обосновать значимость своего исследования как самостоятельного и актуального направления современной социологии? По его мнению, первая проблема социологического объяснения социальных истоков, форм и последствий приватизации публичного пространства связана с отсутствием консенсуса в определении и толковании содержания данного социального феномена (с. 15). Вторая проблема состоит в отсутствии в российской социологической литературе традиции применять понятие приватизация по отношению к объектам, не связанным с экономикой. Третья – отсутствие однозначного применения понятия приватизация по отношению к новым объектам (с. 16).
4 Внимание исследователя направлено на поиск уточненных интерпретаций понятий «публичность» и «публичная сфера». Он подчеркивает, что публичность и публичная сферы невозможны, если отсутствуют места, где людям позволительно вести себя как публике, где допускается открытость выражения людьми своих чувств, демонстрация своего состояния. Для адекватного обозначения таких мест необходимо использовать понятия «публичное место» и «публичное пространство» (с. 35). Для раскрытия содержания этих понятий автор обращается к трудам Э. Рельфа, Э. Гофмана, Дж. Урри, Ш. Зукин и др. Границу между публичным местом и публичным пространством зачастую трудно установить. Публичное пространство можно рассматривать как протяженное публичное место. Пространство, доступность и свободное использование которого существенно ограничены, не является настоящим публичным пространством (с. 45).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1241

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх