Рец.: Социокультурный мониторинг городского межэтнического сообщества: методология, методика, практика / монография / колл. авторов; под. ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: НГТУ, 2018. 347 с.

 
Код статьиS013216250006670-0-1
DOI10.31857/S013216250006670-0
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Социокультурный мониторинг городского межэтнического сообщества: методология, методика, практика / монография / колл. ав
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева
Адрес: Российская Федерация, Самара
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 9
Страницы160-163
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено20.09.2019
Дата публикации25.09.2019
Кол-во символов14410
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Иммиграция граждан из государств постсоветского мира за прошедшие три десятка лет существенно изменила этнический ландшафт российских мегаполисов. Рецензируемая книга посвящена мониторингу этносоциальных процессов, локализованных в рамках межэтнического сообщества, в крупнейшем муниципальном образовании России – Новосибирске (1,6 млн жителей). Приводятся данные о резком возрастании за последнее десятилетие числа мигрантов в Новосибирске. Это означает, что в недалеком будущем этнический портрет города может измениться еще сильнее. В городе возникли анклавоподобные поселения, заселенные по этническому признаку, что ведет к точечным межэтническим столкновениям, появлению социальных проблем, связанных со школами. Согласно опросам жители опасаются, что именно такие места могут стать очагами межнациональной напряженности (с. 196).
2 В начале нулевых годов, когда Новосибирск стал испытывать все усиливающуюся миграционную нагрузку, стало складываться плодотворное сотрудничество городских властей с новосибирскими этносоциологами. Социологи совместно с отделом по взаимодействию с религиозными организациями и национально-культурными автономиями и организациями управления общественных связей мэрии Новосибирска (руководитель М.Н. Терентьева ) реализовали ряд проектов: исследования проблем идентичности и межэтнических отношений в молодежной среде; разработка Концепции реализации национальной политики в Новосибирске, ставшей пионерской в России; социокультурный мониторинг городского межэтнического сообщества. Рецензируемая монография стала своего рода итогом многолетнего сотрудничества городской власти и новосибирских ученых.
3 Несомненным достоинством монографии является описание той методологической позиции, которая задает вполне определенный режим восприятия изучаемого объекта и, соответственно, позволяет определить состояние межэтнических отношений в российском мегаполисе сегодня. Критикуя то понимание нации, которое формируется с конструктивистских позиций, сводящей ее по сути к идентичности, или трактующей нацию исключительно как гражданский феномен, Ю.В. Попков подчеркивает необходимость учета этнической составляющей нации (с. 45–51). Рассмотрение гражданской (общенациональной) идентичности как альтернативы этнической идентичности не является эффективным с его точки зрения. Существуют достаточно сложные механизмы формирования гражданской идентичности, которые не отменяют ее сопряженности и взаимодополнительности с идентичностью этнической при условии позитивной направленности последней (с. 50–52, 254).
4 Ю.В. Попков подчеркивает изменение концептуального подхода к пониманию нации в двух главных документах, законодательно определяющих национальную политику в постсоветский период, – Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (1996) и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012). Если в первом документе нация трактуется как этнокультурный феномен, то во втором – как нация-государство (российская нация) (с. 44). Далее, автор формулирует концептуально значимую проблему объекта национальной политики, в качестве которого в Стратегии по сути рассматриваются межнациональные (межэтнические) отношения и конфликты (с. 57). Принципиальная позиция авторов состоит в выделении в качестве объекта не только указанные явления или отдельные группы, общественные организации, но и межэтнические сообщества (с. 58, 119–120). Межэтническое сообщество характеризует, как пишут авторы, определенная степень интеграции, обусловленная историей совместного проживания разных этнических групп на территории региона. В итоге, между ними вырабатываются практики бесконфликтного существования, что обеспечивает стабильность и целостность межэтнического сообщества (с. 107). Рассмотрение города как межэтнического сообщества в рамке социокультурного подхода позволило авторам выявить культурные особенности мигрантов, многообразие этнических акторов, в числе которых диаспоральные сообщества (с. 147).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2124

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх