Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования

 
Код статьиS013216250005794-6-1
DOI10.31857/S013216250005794-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы67-77
Аннотация

На материалах опроса Росстата РФ в 2016 г. выпускников среднего профессионального образования (СПО) 2010–2015 гг. анализируются процессы их первого трудоустройства и положение на рынке труда раздельно по программам подготовки специалистов среднего звена и  квалифицированных рабочих и служащих. Показано, что у первой группы чаще отмечается участие в трудовой деятельности еще в процессе обучения, что обеспечивает преимущества при трудоустройстве. Преобладающая часть выпускников получает работу и достаточно быстро ее находит, используя главным образом помощь ближайшего окружения, а роль организаций остается очень незначительной. Около двух пятых выпускников устраивается на работу, не соответствующей полученной специальности, а значительная часть, особенно среди специалистов среднего звена, обретает статусы занятий, не требующие наличия подготовки, формально предоставляемой дипломом, что свидетельствует о диспропорции между структурой предложения со стороны подготовки в СПО и структурой спроса на рынке труда. Характеризуются уровни занятости и безработицы, возрастной состав безработных, средние зарплаты по группам специалистов среднего звена и квалифицированным рабочим/служащим. Обнаруживаются особенности в оценке рынком труда человеческого капитала выпускников СПО.

Ключевые словавыпускники СПО, работа во время учебы, первое трудоустройство, работа по специальности, статус занятости, безработица, положение на рынке труда, уровень зарплаты
Получено15.07.2019
Дата публикации16.07.2019
Кол-во символов32076
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Вопросы обеспеченности российской экономики квалифицированными кадрами, отвечающими требованиям современного развития, а также новым запросам общества и инновационных секторов производства и услуг, остаются в повестке обсуждения на самых разных уровнях на протяжении последних двух десятилетий. Однако связям между подготовкой в СПО и трудоустройством ее выпускников уделяется меньше внимания в сравнении с высшем образованием. Между тем, реальный сектор экономики испытывает потребность в рекрутинге массовых профессий и специальностей в такие сектора экономики, как промышленность средств производства и потребительских товаров, наземный транспорт, строительство, экономика1; есть запрос на кадры среднего профессионального звена и у работодателей высокотехнологичных секторов экономики, где соответствующие рабочие места пока занимают выпускники вузов [Анализ..., 2018]. Отметим, что СПО — значительный сегмент российского профессионального образования: в 2016 г. в нем обучалось без малого 3 млн человек (в сравнении с 4,4 млн студентов вузов) [Индикаторы..., 2018: 143, 149, 159]. Изучение проблематики трудоустройства и положения на рынке труда выпускников СПО актуально для обеспечения современного развития и модернизации этого уровня образования.

1. По данным общероссийского опроса работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей, в 2014–2015 гг. 29% предприятий нанимали выпускников ППССЗ и 31% предоставили работу выпускникам ППКРС (треть предприятий трудоустроили недавних выпускников вузов) [Анализ..., 2017: 18].
2 Цель данной статьи – на основе опроса Росстата РФ выпускников СПО 2010–2015 гг. проанализировать основные показатели их первого трудоустройства и положения на рынке труда в 2016 г., фиксируя различия/сходство между выпускниками программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). В частности, такие показатели, как предварительное – еще в процессе учебы – включение в трудовую деятельность, поиск и получение первого рабочего места, зависимость структуры обретаемых статусов от степени работы по специальности, уровни занятости и безработицы, зарплата.
3

Данные репрезентативного на общероссийской выборке исследования трудоустройства выпускников позволяют восполнить образовавшуюся нишу в ряду актуальных тем, посвященных изучению СПО. Подобные исследования активизировались только в последние 4-5 лет. Одни из них вскрывают проблемы развития самой системы СПО, усиления дисфункции между структурой подготовки по профессиям (особенно по ППССЗ) и спросом рынка труда, разрабатывают прогнозы развития и модернизации [Беляков и др., 2018; Клячко, 2016; Основные..., 2018]. Другие посвящены социологическим исследованиям учащихся – мотивациям, стратегиям обучения, карьерным планам, удовлетворенности качеством подготовки [Константиновский, Попова, 2018; Александров и др., 2015; Травкин, 2018; Результаты..., 2015]. Третьи на базе мониторинговых опросов работодателей характеризуют вопросы найма, потребности в работниках, оценки деятельности принятых выпускников СПО, готовность компаний участвовать в их модернизации и др. [Анализ..., 2017; Как удовлетворяется..., 2018; Анализ..., 2018].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 980

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91.

2. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2017. № 6 (105).

3. Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей высокотехнологичных секторов экономики // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2018. №2 (122).

4. Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: «Дело» РАНХиГC, 2018.

5. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник. М.: НИУ-ВШЭ, 2018.

6. Как удовлетворяется спрос на работников массовых профессий и специальностей: наем выпускников программ СПО и возможные альтернативы для работодателей // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2018. № 7 (73).

7. Карьерные планы студентов профессиональных образовательных организаций // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2018. № 3 (69).

8. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.

9. Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (дата обращения: 08.03.19).

10. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44.

11. Образование в Российской Федерации:2014: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014.

12. Основные аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях проводимой модернизации сферы среднего профессионального образования // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2018. № 5 (125).

13. Результаты социологического исследования удовлетворенности качеством среднего профессионального образования / авт.-сост. М. Ю. Лимонова. Тамбов: ТОИПКРО, 2015.

14. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Общ. ред. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рощина С. М.: НИУ-ВШЭ, 2017. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 03.03.19).

15. Среднее профессиональное образование: состояние и вызовы // Мониторинг экономики образования НИУ-ВШЭ. 2016. № 26.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх