Политические эффекты социальных сетей в России

 
Код статьиS013216250004012-6-1
DOI10.31857/S013216250004012-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 2
Страницы78-87
АннотацияСтатья посвящена влиянию социальных сервисов Интернета на политику и политические отношения в России. Основываясь на вторичном анализе социологических данных, прослежены тенденции развития социальных сетей и социальных медиа как публично-политического пространства. Выделены особенности онлайновых политических взаимодействий в условиях интенсификации цифровых информационных потоков. Подчеркивается, что социальные сети не просто калькируют совокупность общественно-политических противоречий в стране, но и сами являются средой политического противоборства и реализации интересов различных акторов. Указаны факторы, определяющие неоднозначный характер виртуального сетевого пространства в организации социального диалога и становлении гражданской идентичности россиян. Показана специфика влияния социальных сетей и медиа на процесс легитимации, обусловленный особенностями социально-коммуникативной сферы в России.
Ключевые словасоциальные сети, социальные медиа, политические отношения, политическое участие, цифровые технологии, цифровое неравенство, социальное неравенство, гражданское общество, легитимация политической власти
Получено20.03.2019
Дата публикации20.03.2019
Кол-во символов28224
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение.

2

Сетевизация общества – необратимая глобальная тенденция, имеет повсеместное проявление и выражается в интенсивном распространении горизонтальных форм организации жизни, получившем мощное ускорение благодаря появлению цифровых средств информации и социальной коммуникации. В широком смысле социальные сети, в том числе политического характера, чрезвычайно многообразны и охватывают различные сферы человеческой жизнедеятельности [Сморгунов, Шерстобитов, 2014]. Статья сфокусирована на социальных сетях, функционирующих в виртуальном компьютерном пространстве, как на наиболее динамичном сегменте сетевых общественных взаимодействий в России, рассмотрены тенденции их развития с точки зрения новшеств, которые они привносят в политику и политические отношения.

3 Компьютерные сети, являясь продуктом как социальных, так и технологических трансформаций, дают исследователям возможность осмыслить общественно-политические сдвиги, внесенные новой цифровой эпохой. Одним из продуктивных путей такого осмысления социальной реальности является практикуемый социологами сетевой подход. Однако, несмотря на его популярность и соответствие современным запросам социологического знания, актуальной для российских ученых остается задача систематизации накопленных в его рамках «теоретических идей и практических наработок» [Мальцева, 2018: 4, 12]. Кроме того, в научной среде существует мнение, что для полноценного представления о политической динамике сетевизации социологические теоретические подходы требуют комбинирования с другими методиками, в частности, с теми, которые традиционно используются в политическом анализе общественных явлений и процессов [Быков, 2013: 93, 161]. Сетевая тематика предлагает исследователям богатый эмпирический материал, однако его концептуализации мешает терминологическая неопределенность, сохраняющаяся в научной литературе, несмотря на попытки ее преодолеть. Это касается, в частности, соотношения понятий социальные сети, социальные медиа и новые цифровые СМИ, применительно к которым зачастую употребляются дефиниции, по-разному трактующие их свойства и атрибуты, оставляя открытым вопрос о наличии их общепринятого научного определения [Чэн Ди, 2015; Балуев, Каминченко, 2016].
4

Социальные сервисы Интернета и их распространение в России.

5 Электронные сети хотя и обладают рядом характеристик медийных цифровых структур, не тождественны им. Тем не менее при известных функциональных различиях онлайновые сети (виртуальные средства межличностного и группового общения) и социальные медиа (виртуальные средства производства и распространения информации) могут рассматриваться в едином комплексе, поскольку и те, и другие служат целям социальной коммуникации. К их числу относятся, помимо социальных сетей Интернета в узко-техническом понимании, разнообразные формы виртуальной сетевой коммуникации: блог-службы, форумы, мессенджеры, новостные сайты, социальные каталоги и библиотеки, службы обмена данными (медиахостинги), многопользовательские сетевые игры и другие социальные интернет-сервисы. Общими для них признаками являются базирование на технологических платформах Web 2.0, интерактивность и возможность создания информационного контента компьютерными пользователями-непрофессионалами.

всего просмотров: 309

Оценка читателей: 5.0 голосов 1

1. Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Сравнительный анализ «новых СМИ» и социальных медиа в контексте социально-политического и исторического факторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1. С. 153–161. DOI: 10.17223/1998863X/33/16.

2. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.

3. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: СПГУТД, 2013.

4. Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Политические исследования. 2011. № 5. С. 151–164.

5. Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017 // Вестник общественного мнения. 2017. № 1–2(124). С. 105–129. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/214003992 (дата обращения: 16.09.2018).

6. Волков Д., Колесников А. Мы ждем перемен. Есть ли в России массовый спрос на изменения? М.: Московский Центр Карнеги, 2017. URL: http://carnegieendowment.org/files/CP_Kolesnikov_Volkov_web_Rus1.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

7. Володенков С.В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления // Политическая экспертиза. 2017. Т. 13. № 3. С. 57–69.

8. Володенков С.В., Кузнецов И.И., Евгеньева Т.В. и др. Информационно-технологическое проектирование политических ценностей в российском сегменте интернет-пространства: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 5. С. 113–135.

9. Жежко-Браун И.В. Хиллари Родем Клинтон и Сол Алинский: «Существует только борьба…» // Идеи и идеалы. 2017. № 2(32). Т. 1. С. 103–131.

10. Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

11. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич; Под науч. ред. А.И. Черных. М.: ВШЭ, 2016.

12. Мальцева Д.В. Сетевой подход как феномен социологической теории // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 3–14. DOI: 10.7868/S0132162518040013

13. Мирошниченко И.В. Сетевая публичная политика и управление: Моногр. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016.

14. Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля // ПОЛИС.

15. Политические исследования. 2017. № 2. С. 82–102. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.06.

16. Неяскин Г.Н. Интернет в политических кампаниях США и России: сравнительный анализ // Бизнес. Общество. Власть. 2010. № 5. С. 144–163.

17. Российское общество после президентских выборов – 2018: запрос на перемены. Информационноаналитический доклад. М.: ФНИСЦ РАН, 2018.

18. Рыков Ю.Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 144–156.

19. Скуратов А.Б. Страты участников локальных интернет-сообществ: основные черты и характеристики // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2017. Т. 17. № 1. С. 82–88. DOI: 10.14529/ssh170113.

20. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014.

21. Соловьев А.И. Институциональные сети российского государства и стратегия самолегитимации правящего режима // Политическая экспертиза. 2012. Т. 8. № 3. С. 5–20.

22. Соловьев А.И. Массовое сознание и государственная политика: точки пересечения и проблемы взаимодействия // Политическая наука. 2017. № 1. С. 186–203.

23. Цифровая экономика: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

24. Чэнь Ди. Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх