Социологизирование с Р. Коллинзом: интервью об эмоциях, насилии, пространствах внимания и социологии

 
Код статьиS013216250003746-3-1
DOI10.31857/S013216250003746-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Амстердамский университет
Адрес: Нидерланды, Амстердам
Аффилиация: Амстердамский университет
Адрес: Нидерланды, Амстердам
Аффилиация: Амстердамский университет
Адрес: Нидерланды, Амстердам
Аффилиация: Утрехтский университет
Адрес: Нидерланды, Утрехт
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы40-51
Аннотация

Представлен перевод интервью Р. Коллинза, записанного в мае 2016 г. в Амстердамском университете. В своих глубоких ответах Р. Коллинз проявил креативное социологическое мастерство, демонстрируя действенную силу социологизирования. Ключевыми темами беседы стали новые понятия и концепции Р. Коллинза: (1) ритуалы интеракции в контексте цифровой эпохи; роль эмоций во взаимодействии людей; (2) пространство внимания – новое понятие, призванное концептуализировать процессы борьбы идей и другие конфликтные ситуации; (3) новая социология насилия, в рамках которой Коллинз типологизирует виды насилия в частности по источникам возникновения эмоций и по объектам атаки. Сквозной идеей через темы проходят вопросы о соотношении микро- и макропроцессов, а также о роли новых технологий и медиаресурсов. Коллинз обосновывает пользу индуктивного принципа в социологии и призывает проводить больше эмпирических исследований, на основе которых можно строить новые теории.

Ключевые словаКоллинз, ритуалы интеракции, теория ритуалов интеракции, микросоциология, социология насилия
Получено15.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов42038
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Ритуалы интеракции, религия и трансформация эмоций

2 Д. Вейнинк (Д.В.): Вы используете понятие «эмоциональная энергия» для описания эмоционального состояния инициативных, полных энтузиазма и душевного подъема индивидов. Пишите, что успешный ритуал интеракции приносит индивидам эмоциональную энергию; на групповом уровне это проявляется как чувство солидарности. Вы утверждаете, что ритуал интеракции работает как эмоциональный трансформатор. С его помощью эмоции формируются до степени группового чувства. Имеет ли значение для результатов ритуала интеракции то, какая именно эмоция центральная в нем? Меняется ли эмоциональная энергия, если в коллективе царят печаль, чувство вины или наоборот большая радость?
3 Р. Коллинз (Р.К.): Любой ритуал интеракции начинается с эмоции. Важнейшей особенностью является то, сколь сильно разделяют исходное чувство окружающие. Если ритуал интеракции успешен, изначальная эмоция может трансформироваться в другую. Яркий пример – похороны. Сила негативного опыта объединяет людей и превращает их эмоции в чувство солидарности. Важно ли, с какой эмоции начался ритуал интеракции?
4 Проследим, какие эмоции проявлены в ритуале интеракции. Отчасти я вдохновлен религиозными ритуалами, которые были источниками идей Дюркгейма. Есть ситуации, очень похожие на религиозные ритуалы: спортивные мероприятия, концерты. Они содержат магические элементы «коллективного энтузиазма» [collective effervescence], чувства включенности в группу. Как это связано с религией? Я убежден: есть две вещи, специально к ней применимые. Одна – чувство времени. Религии почти все отсылают к прошлому. Это особенно сильно проявляется в иудаизме, который отсылает почти на три тысячи лет назад. Христианство поступает так же, как и иудаизм. Возможно, меньше всего это проявляется в буддизме. Религии отсылают к прошлому и будут это делать до скончания времен. Таким образом, свойством религиозных ритуалов является то, что они дают прихожанам сильное чувство сопричастности: они как группа принадлежат к специфическому времени.
5 Другое дело – основы эмоций, которые вовлечены в религию. Одна из них – чувство уважения к чему-то, что важнее и больше, чем ты сам. Это не просто чувство типа радости. Поэтому опыт победы в футбольном матче далек от религиозного опыта. Победа в матче преходяща, человек быстро это забывает; через пару дней – не более. Я согласен, существуют специфические религиозные эмоции. Христианство – отличный пример трансформации эмоций, потому что оно начинается с предельного страдания – распятия, которое трансформируется в полное отрады всеобщее чувство воскрешения. Другие религии используют разные версии эмоциональных трансформаций.
6 Буддисты используют другие эмоции: не специфически сильные, а более обыденные. Дзен-медиация – техника, с помощью которой люди пытаются достичь состояния покоя. Это также разделяемое другими состояние – вы не можете достичь дзена без других людей, за исключением случаев, когда вы очень продвинутый практик. Несмотря на то что всем известны рассказы об уединенных дзен-медитациях, их практикуют только большие мастера на пике карьеры. Когда вы учитесь медитировать, вы начинаете с другими людьми в одном помещении, тем самым чувствуя себя частью некоего общего состояния, даже если вы не очень хороши в медитации. Однако когда вы покидаете группу и пытаетесь добиться тех же ощущений, вы совершенно точно осознаете, что в одиночку ничего не получается. Таким образом, это гораздо более социально, чем я думал раньше. Вообще, никто на Востоке не медитирует в одиночку, кроме случаев, когда вы достигли определенного уровня и когда можете делать это один.

всего просмотров: 1441

Оценка читателей: 5.0 голосов 1

1. Collins R. (1998) The Sociology of Philosophies: a Global Theory of Intellectual Change. Cambridge: Harvard University Press.

2. Collins R. (2004) Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press.

3. Collins R. (2008) Violence: A Micro-Sociological Theory. Princeton: Princeton University Press.

4. Fournier M. (2007) Émile Durkheim: 1858–1917. Paris: Fayard.

5. Ling R. (2010) New Tech, New Ties. How Mobile Communication Is Reshaping Social Cohesion. Cambridge, MA: MIT Press

6. Martin J.L. (2009) Social Structures. Princeton, NJ: Princeton University Press.

7. Pagis M. (2015) Evoking Equanimity: Silent Interaction Rituals in Vipassana Meditation Retreats. Qualitative Sociology. Vol. 38. No 1: 39–56.

8. Stark R. (1996) The Rise of Christianity: A Sociologist Reconsiders History. Princeton, NJ: Princeton University Press.

9. Van der Zeeuw A., Keesman L., Weenink D. (2016) Sciologiseren met Randall Collins. Sociologie. Vol. 12. No. 3: 275–294. DOI: 10.5117/SOC2016.3.WEEN.

10. Van der Zeeuw A., Keesman L., Weenink D. (2018) Sociologizing with Randall Collins: An Interview about Emotions, Violence, Attention Space and Sociology. European Journal of Social Theory. Vol. 21(2): 245–259. DOI: 10.1177/1368431017714909.

11. White H.C. (2002) Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх